Искала- искала - только запуталась. Материала много и в нем легко заблудится.
Может мне кто толково подсказать : какие отличия(если таковые имеются) в женском\мужском костюмах 12 - нач 13 вв. прослеживаются в Новгороде и Суздале? Интересует больше ,конечно, городской костюм, поскольку крестьянский совершенно четко описан у исследователей.

Новгород vs. Суздаль
Начато
Alenkaya
, Сен 18 2009 22:42
4 ответов в теме
#1
Опубликовано 18 Сентябрь 2009 - 22:42
Бесполезно спрашивать ремесленника о достоверности, он исходит из желания Заказчика. И только из этого.
#2
Опубликовано 19 Сентябрь 2009 - 15:07
Считается, что древнерусский костюм носил общерусский характер. Но на основании известных материалов наверняка сказать невозможно.
В женском костюме этого периода существенную разницу ещё могли составлять височные кольца, а также некоторые другие общерусские украшения, получившие по каким-то причинам особенное распространение в определённой области. То есть местная специфика – нужно смотреть обобщённые материалы. Мне кажется, что задачу поиска Вам сильно облегчит монография С.С. Рябцевой – поищите в сети.
С.С. Рябцева. Древнерусский ювелирный убор. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2005, 384 с. ISBN 5-98187-054-0
Книга посвящена исследованию процесса формирования комплексов украшений, составлявших парадные женские головные уборы в Древней Руси. В ювелирных уборах ранних славян и соседних народов выделяются типы украшения, получившие развитие и в более позднее время. Формирование древнерусского ювелирного убора изучается на фоне широкого круга аналогий из других регионов, позволяющих выявить исторический контекст включения в него изначально народных украшений. В монографии рассматривается процесс смены парадных ювелирных уборов древнерусского времени как отражение этнических и культурных контактов Древней Руси, изменений ценностных приоритетов ее населения.
В женском костюме этого периода существенную разницу ещё могли составлять височные кольца, а также некоторые другие общерусские украшения, получившие по каким-то причинам особенное распространение в определённой области. То есть местная специфика – нужно смотреть обобщённые материалы. Мне кажется, что задачу поиска Вам сильно облегчит монография С.С. Рябцевой – поищите в сети.
С.С. Рябцева. Древнерусский ювелирный убор. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2005, 384 с. ISBN 5-98187-054-0
Книга посвящена исследованию процесса формирования комплексов украшений, составлявших парадные женские головные уборы в Древней Руси. В ювелирных уборах ранних славян и соседних народов выделяются типы украшения, получившие развитие и в более позднее время. Формирование древнерусского ювелирного убора изучается на фоне широкого круга аналогий из других регионов, позволяющих выявить исторический контекст включения в него изначально народных украшений. В монографии рассматривается процесс смены парадных ювелирных уборов древнерусского времени как отражение этнических и культурных контактов Древней Руси, изменений ценностных приоритетов ее населения.


Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#3
Опубликовано 19 Сентябрь 2009 - 15:45
Спасибо большущее за направление поиска.
Многие исследователи пишут, что по одежде можно определить было совершенно точно: откуда человек и чем занимается, но конкретных "примет" никто не указывает. А в мужском и женском повседневном костюме разница была? или различия ограничивались исключительно женскими парадными украшениями?
Многие исследователи пишут, что по одежде можно определить было совершенно точно: откуда человек и чем занимается, но конкретных "примет" никто не указывает. А в мужском и женском повседневном костюме разница была? или различия ограничивались исключительно женскими парадными украшениями?
Бесполезно спрашивать ремесленника о достоверности, он исходит из желания Заказчика. И только из этого.
#4
Опубликовано 20 Сентябрь 2009 - 20:15
Здесь, видимо, подразумевается не одежда как таковая, а внешний облик в целом. Я понимаю это как набор предметов проливающих свет на происхождение, социальное положение и занятие человека. В те далёкие времена были очевидны внешние различия между разноэтническими группами, сильнее подчёркивалось положение, занимаемое в обществе. Это выражалось в покрое одежды, форме и способе ношения украшений, наличии при себе профессиональных предметов – церы (дощечки для письма), весов, оружия и др. О многом могут рассказать ткани, из которых пошит костюм. Фактура, узор переплетения нитей, цвет. Также обувь – высокая или низкая, сложного покроя, украшенная или простая. Сочетание всех этих предметов формирует определённый облик.
Повседневный костюм, как правило, отличался практической умеренностью (но не бедностью) во всём. Например, в XVI-XVII вв. в описях царей числятся дорожные, каждодневные и специально церемониальные платья, которые отличались пышностью. Памятник письменности XVI века Домострой предписывает иметь в хозяйстве три набора одежды для разных случаев, и вообще много познавательного рассказывает о быте. Это, конечно, не источник для XII-XIII вв., но в силу культурной преемственности для общего кругозора почитать полезно.
Повседневный костюм, как правило, отличался практической умеренностью (но не бедностью) во всём. Например, в XVI-XVII вв. в описях царей числятся дорожные, каждодневные и специально церемониальные платья, которые отличались пышностью. Памятник письменности XVI века Домострой предписывает иметь в хозяйстве три набора одежды для разных случаев, и вообще много познавательного рассказывает о быте. Это, конечно, не источник для XII-XIII вв., но в силу культурной преемственности для общего кругозора почитать полезно.
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#5
Опубликовано 25 Сентябрь 2009 - 13:56
Аленкая, посмотрите псковские материалы - ювелирка например на 11-12 век очень близка, и заметно отличается от Новгородской. Кроме того имеет смысл сравнить более этнографические костюмы областей - некоторые особенности местных комплексов могут быть сложившимися в довольно ранний период.
Изменено: Salmin, 25 Сентябрь 2009 - 13:58
...Царь мирмидонский Пирр был, наверно, неплохим рубакой - на протяжении пяти актов он болтает несчастный вздор... (А.Толстой).
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых