Мы знаем огромное количество средневековых картин на досках и штукатурке, миниатюр и гобеленов с "религиозным сюжетом", изображения на которых в высшей степени информативны, как в плане гражданского и военного костюма, так и в плане бытовых мелочей и архитектурных вариаций.Есть две группы изображений: одни религиозные, на классический сюжет для широкой аудитории, и вторые "репортажные", посвященные реальным недавним событиям и предназначеные для участников тех событий. А теперь внимание, вопрос: где будет фантазия художника проявлявиться в меньшем объеме? Я думаю, что в "репортажных" картинах. Поэтому щиты, саркофаг, расписной сундук и картинка с битвой скорее всего лучше отражают реальность, нежели изображения на религиохную тему.
"Шествие волхвов" Жана Фуке из "Часослова Этьена Шевалье" демонстрирует как короля с сыновьями, так и стрелков шотландской гвардии (абсолютно "портретные" изображения всех персонажей, исключая Святое семейство).
Поэтому я бы не стал так однозначно разделять "репортажную" и "религиозную" живопись и скульптуру. Зачастую они сливались воедино, подчеркивая аллегоричность мышления средневекового человека.
При этом, конечно, были и "узко-направленные" произведения того и другого ряда. "Фотографии" Виллема Крюса, автора "Швабской домовой книги" и т.д., естественно, приобретают оттенок изобразительного документа.
P.S. Слепое копирование старинных изобразительных источников, по возможности, конечно, следует подкреплять багажом дополнительных знаний по эпохе. Поэтому в той же карпаччовской "Урсуле" я бы посоветовал доброхотам сменить шапочку на бородатом "бригандье" да обратить внимание на поножи. А так - все ОК.
На "Урсуле" мемлинговской я бы обратил внимание на шапель у лучника, непонятный (скорее всего выдуманный) кожушок у арбалетчика, закосы "под старину" у латников. В остальном - все ОК. Даже недостроенный Кельнский собор правдоподобно выглядит (специалисты считают, что Мемлинг хорошо знал архитектуру Кельна).
Изменено: Andrieu, 28 Октябрь 2010 - 15:39