И призадумался: вот все уверены, что чёрной обуви не было, т.к. якобы не было чёрных красителей. И она объявлена нон грата. Ладно, что кожа становится радикально чёрной при вощении. Может, это к обуви не относится? Особенно к сапогам, которые отчего-то на 10-11 вв. не очень популярны. Последнее - ерунда. Остатки разнообразных сапог, по той же Изюмовой, найдены на Неревском конце Новгорода в 27-м ярусе (70—80-е гг. X в.), а в 24-м ярусе (2-я четверть XI в.) они вообще в полном наборе. Причём не только полусапожек, больше похожих на высокие ботинки, но полномасштабных сапог. При этом речь идёт от обувке простонародья - на князя, бояр и дружину вообще другие мастера шили. И согласно летописи дружинное сословие в конце 10 в. вообще делило людей на мужей в сапогах и "лапотников".
Так что носили ли сапоги на Руси - не вопрос. Носили. Но носили ли чёрные?
Посмотрел, что там у меня в картинках по обуви - и немедля нашёл чёрные образцы на изображениях. Самые ранние, 6 в., мозаика из Равенны (Гервасиус в ботинках):


Затем - имп. Константин Великий в Гомилиях Григория Богослова 880-883 гг.:

Т.е. черные сапоги как класс существовали издавна.
В начале 11 в. радикально чёрные полусапожки (совершенно новгородского вида) изображены на мозаике м-ря Осиос Лукас в Греции:

Чтобы мы не сомневались, богобоязненные мозаисты показали нам и чёрные сапоги вполне новгородского типа, причём рядом с красными сапогами:

Мозаика хороша тем, что точно передаёт краски и не выцветает. С фресками хуже. Но на скоморохах Софии Киевской 11 в., на мой взгляд, тоже чёрные сапоги (передаю в максимальном качестве:


Дальше - не легче, т.к. простонародье не часто изображалось, а знать обычно носила более яркие сапоги. Но всё-таки вот миниатюра из более поздней немецкой рукописи 1170-1180 гг. (Брит. б-ка):

Ещё позже, в 1315-1321 гг., на мозаике храма Спасителя в Хоре, мастера вновь дали нам понять, что чёрные сапоги изображают не случайно, вот они в контрасте с коричневыми:

Помимо радикально-чёрного, мне встретились дорогие ботиночки или сапожки черного цвета с асфальтовым отливом на имп. Оттоне III (рукопись ок. 1000 г Bayerische Staatsbibliothek, Мюнхен):


Лично для меня наиболее убедительны даже не слова Изюмовой, не останки сапог, действительно чёрные (мало ли, от чего почернели!), а мозаики Осиос Лукас, передающие, помимо черных полусапожек и сапог, множество живых и очень интересных бытовых деталей начала 11 в. И тот факт, что в изображении чёрной обуви мозаисты были не одиноки.
NB! Это не значит, что на фесты можно являться в офицерских сапогах ХХ в. Даже и не мечтайте, несмотря на то, что очень похожие по форме есть на тех же мозаиках. Крой в 10-11 вв. был совершенно другой! И кожу далеко не всякую Эпоха викингов "вместит".
Изменено: Godi, 09 Май 2012 - 10:01