На настоящий момент я выложил в основном операции войск главной армии по 1 сентября. Позднее добавлю действия Трубецкого и казаков, а также операции Шереметева на северо-западном направлении (Новосельский) и на Украине (Санин).
Все даты – по старому стилю (СС) из Дворцовых разрядов, постепенно планируется их уточнять (известие о том или ином событии в ДР не всегда совпадает с реальной датой события) и приводить к корректным датам по новому стилю (НС).
15 мая 1654 (СС) – из Москвы выступили Передовой полк Н.И. Одоевского и Ертаульный В.Б. Шереметева
16 мая – из Москвы выступили Сторожевой полк М.М. Темкина-Ростовского и Большой полк Я.К. Черкасского
18 мая – выступил Государев полк
25 мая – Сторожевой полк Темкина-Ростовского получил приказ идти к крепости Белая, а взяв ее направиться к Дорогубужу. Сторожевой полк свернул со Смоленской дороги на северо-запад, и уже 1 июня город Белая сдался русским войскам. Темкин-Ростовский 4 июня писал Царю Алексею Михайловичу, что литовские люди, «которые были на Белой, видя над городом и над собою бояр и воевод и госу¬дарственных ратных людей, промысля и крепкую осаду, добили челом и город Белою здали». Основные силы Сторожевого полка видимо оставались минимум до 14 июня под Белой, а к Дорогубужу была направлена незначительная часть полка под командой И.А. Хованского и Б.М. Хитрово. Как только под городом 3 июня появились передовые казачьи сотни под командой атамана В. Зверева, горожане Дорогобужа поспешили сдать им город. К этому моменту вся шляхта и гарнизон уже успели уйти в Смоленск /ДР-3, 425/
4 июня – делегация дорогобужан явилась в царский лагерь в деревне Федоровской. В тот же день в Дорогобуж был отправден Ертаульный полк В.Б. Шереметева в составе 9 сотен Государева полка (И.В. Бутурлина, З.Ф. Левонтьева, Ф.Л. Плещеева, И.И. Дашкова, Ф.И. Левонтьева, Е.И. Бутурлина, Ф.А. Лодыженского, Я.Н. Лихарева, И.З. Ляпунова).
Начало июня – Я. Радзивилл с войсками находился у Красного, но узнав о русском наступлении решил отойти к Орше
8 июня – из Вязьмы под Красное послан Ф.Н. Одоевский и Б.М. Хитрово с 11 сотнями Государева полка (Г.А. Козловский, М.П. Волынский, Ф.Н. Борятинский, Г.Б. Нащокин, Н.П. Воейков, Л.П. Ляпунов, А.Д. Левонтьев, Н.Я. Львов, А.Д. Охотин-Плещеев, И.И. Бирдюков-Зайцев, Г.Ф. Бояшев). Как отправка этого отряда соотносится с нахождением у Красного Радзивилла – неясно, возможно русские не имели точных данных о его местонахождении и численности. В тот же день из Вязьмы к Дорогобужу отправлен Передовой полк Н.И. Одоевского.
9 июня – из Вязьмы к Дорогобужк выступил Большой полк Я.К. Черкасского. В тот же день Царь приказал В.Б. Шереметеву отправить к Ф.Н. Одоевскому 4 сотни (Ф.И. Левонтьева, Ф.А. Лодыженского, Я.Н. Лихарева, И.З. Ляпунова), а самому с оставшимися 5 сотнями оставаться в Дорогобуже.
10 июня - из Вязьмы выступил Государев полк
11 июня – В.Б. Шереметев сообщил, что в Дорогобужском уезде появились литовские отряды. К нему был послан Г.И. Ртищев с сотней и приказом взяв свои сотни, сотню Ртищева и роту рейтар идти «на тех литовских людей… делом промышлять». Литовцы отступили без боя.
13 июня – Царь прибыл в Дорогобуж, где его встречали Большой, Передовой и Ертаульный полки. Видимо, через день или 2 Передовой и Ертаульный выступили к Смоленску
14 июня – прибыл гонец от Темкина-Ростовского с сообщением о сдаче Белой, Сторожевому полку было приказано идти на соединение с главной армией, оставив в Белой осадного вое¬воду 3. Новосильцева с ратными людьми.
Середина июня – Я. Радзивилл прибыл к Орше
20 июня – Царь выступил из Дорогобужа к Смоленску
25 июня – Передовой полк Н.И. Одоевского встал лагерем на реке Колодне.
25-26 июня (СС) / 4-5 июля (НС) – Узнав о подходе к Смоленску передовых отрядов русских, литовцы выслали им навстречу отряд подполковника драгунского полка великого гетмана литовского Я. Радзивила дерптского хорунжего Германа Ганскопа, состоявший из 4 драгунских хоругвей его полка, рейтарской хоругви и 13 хоругвей татар, всего 2,5-3 тыс. чел. Ганскоп подошел к русскому лагерю вечером 4 июля и, дождавшись темноты, атаковал противника. Нападение оказалось неожиданным для Одоевского, и русский отряд понес серьезные потери. Литовцы сообщили о тысяче убитых и нескольких сотнях раненных русских, пленных (в т.ч. «царского хорунжего»), а также о 13 захваченных знаменах, в т.ч. и знамя Передового полка. В русских источниках деталей о ходе боя и потерях не найдено. Известно, что был ранен рейтарский полковник Ф-А Буковен, и на его место был назначен А. Фамендин.
У Бобятинского /с 49/ ошибочно написано, что Ганскоп после боя перешел 5 июля НС на правый берег Днепра. Колодня находится на правом берегу, вероятнее всего Ганскоп ушел на левый, смоленский, берег.
26 июня – узнав о бое, Царь направил к Одоевскому стольника Волынского с государевым жалованьем и «о здоровье спрашивать». В тот же день Передовой полк вышел к Днепру у Пнева, и устроил переправу на левый берег: «стали на реке Днепре, укрепясь обозом и зделали для поспешенья мост обычной из хоромного лесу» /Мальцев-40/.
26-27 июня – к Смоленску прибыл Большой полк Черкасского
28 июня – под Смоленск прибыл Царь с Государевым полком и стал станом на Богдановой горе
30 июня - на Покровскую гору был отправлен кн. И.И. Дашков с двумя стрелецкими приказами (Дмитрий Иванович Зубов и Осип Васильевич Костяев) и тремя сотнями служилых людей, чтобы сделать там земляной город для расположения ратных людей и артиллерии /Мальцев-40, в ДР-3 упомянуты только 2 приказа/
Конец июня (уточнить дату) – отряд Ганскопа ночью атаковал Передовой полк Одоевского «и тамо через два часа и большим ручным ору¬жием бились». Возможно, речь идет о бое 5/15 июля, о котором упоминает Бобятинский /с 49/.
5 июля – Царь встал лагерем на Девичей горе в 2 верстах от Смоленска
Между 3 и 10 июля (СС) – Сапуновым /с 355/ приведено письмо из литовского лагеря из-под Орши, датированное 20 июля НС, где сообщается о событиях «на этой неделе», т.е. 3-10 июля СС. В нем сообщается о 2 рейдах Станислава Липницкого (Stanislaw Lipnicki, поручик казацкой хоругви литовского хорунжего Зигмунда Служки/Zigmunt Sluszka) на русские войска под Смоленском. Сначала Липницкий атаковал 2 небольших видимо сторожевых отряда: «поручик Литовского хорунжего, Липницкий, с четыремя передо¬выми ротами, разбил наголову сперва 600, а потом 300 ч. неприятелей и привел знатных пленников, в том числе и одного царского род-ственника». По польским данным царского кузина звали Борис Мартынович («Borys Marcjanow»), кроме него в плен попали еще 10 «думных дворян». Также см. Бобятинский с. 49-50.
Через несколько дней Липницкий добавив к своим 4 хоругвям поветовые хоругви (всего 2 000) атаковал лагерь одного из полков (возможно Передового) на реке Улле: «затем, напав почти на десяток слишком тысяч Москвы и пола¬гаясь на своих ратников, которых было при нем 2000, ударил на неприятеля. Вдруг уездные (powiatowi) солдаты ударились в бегство, остался он только с 4-мя своими ротами. Переправу загромоздили кареты, рыдваны да уездные фуры (wozy powiatmve), сам же он вынужден был проби¬ваться чрез все неприятельское войско. Там наши навалили трупов мно¬жество, взяли пять знамен и, бушуя с неприятелем более трех часов, наконец отступили; неприятель не имел настолько духа, чтобы преследовать их, а только стрелял из луков, боясь отступить и на шаг от своей пехоты и от орудий.
Правда, немалую потерю понесли и наши. Убито несколько товарищей (Towarsystiva), десяток слишком из их прислуги и один обозный, а под самим Липницким пало трое коней и уже четвертый вынес его. Раненных и изрубленных людей и лошадей весьма много, и редко из них не шатается. Если бы уездные, по крайней мере, стояли и кричали и своим криком придавали охоты, то неприятель, наверное, не получил бы и того удовольствия, что ему достались, по крайней мере, наши кареты и рыдваны, хотя на добычу он и не кинулся». Описание боя интересно упоминанием участия в нем русской пехоты и артиллерии, лучного боя и потери литовцами своего обоза.
9 июля - под Оршу против Радзивила был отправлен Большой полк Я.К. Черкасского, Передовой Н.И. Одоевского и Сторожевой М.М. Темкина-Ростовского. Кроме этого, из состава Государева полка «да на Радзивила ж послал Государь в прибылом полку стольника и воевод: князь Петра Елмуранна сына Черкасского да Ивана Васильева сына Бутурлина» /ДР-3, стлб. 434-435/. Видимо, это был ответ на постоянные нападения на русские войска под Смоленском литовцев из-под Орши. Возможно, была отправлена только конница без пехоты.
Середина июля (после 18, но видимо до 22-го) – Я. Радзивилл оставил под Оршей генерала артиллерии Юдицкого с пехотой, драгунами и артиллерией, а сам с конницей (ок. 3 000 чел) выступил к Мстиславлю, осажденному Трубецким
22-23 июля – Радзивилл в лагере в Горах получил известия о падении Мстиславля и подходе Черкасского к Орше, и поспешил отойти к Орше
Конец июля – к Орше подошли войска Черкасского и остальных воевод, и Юдицкий поспешил отойти к Копыси. Радзивилл получив в лагере в Горах известия о падении Мстиславля и подходу войск к Орше, поспешил также отойти к Копыси. Орша сдалась без боя, и Черкасский двинулся вслед за Юдицким к Копыси. Трубецкой, установив связь с Черкасским, также двинулся к Копыси. 2 августа от всех 3 полковых воевод (без П.Е. Черкасского), отправленных к Орше, к Царю прибыли сеунщики с сообщением о взятии города, и что «Радивил из Орши побежал, и бояре и воеводы… пошли за Радивилом в поход на спех» /ДР-3, стлб 439-440/.
26 июля/5 августа – Радзивилл приказал Юдицкому с обозом и артиллерией вместе с пехотой отходить к Шклову, а сам с кавалерией отошел на запад к Толочино. У Бобятинского ошибочно /с 51/ указано Головчино, Радзивилл отошел на запад по борисовской дороге, Головчино находится юго-западнее за Копысью и Шкловом.
30 июля - Царь отправил из лагеря под Смоленском к Кричеву Ертальульный полк П.В. Шереметева в составе 2 сотен жильцов (Замятия Левонтьева и Г.А. Козловского), 3 сотен татар (Михайло Наумов-Дрожжа, Федор Колтовской, Панкратий Зыбин), 2 рот рейтар полка Дроцкого (ротмистры Борис Соймонов, Федор Андреев сын Зыков) и Стремянной стрелецкий приказ Михайло Иванова сына Зыбина. /ДР-3, стлб 437-438/
31 июля/9 августа – Радзивилл выступил к Шклову на соединение с Юдицким. Видимо к этому моменту он уже получил известия, что Черкасский выступил (31 июля-1 августа СС) к Копыси, оставив в Орше часть сил. Юдницкий не останавливаясь у Копыси, пошел дальше вдоль Днепра к Шклову. В районе Толочино видимо осталась дивизия левого крыла Госевского.
1 августа - под Дубровну отправлен полк князя Ф.Ф. Куракина в составе 7 сотен жильцов (князь Алексей Звенигородский, Василей Головин, князь Григорий Григорьев сын Ромодановский, Никифор Воейков, Михайло Волынский, Федор Плещеев, Федор Левонтьев) и 2 сотен татар (Моисей Еропкин, Василий Панин) /ДР-3, стлб 439/
К Копыси 1 августа подошли войска А.Н. Трубецкого, и горожане сразу сдали город. Трубецкой 4 августа сообщал Царю о том, что «И с Копыси города попы и городские всяких чинов люди, шляхта и мещане, встретили их с образы и с хлебом, и государю добили челом и город Копысь здали» /Мальцев-42 прим 111/
2 (12) августа - из Копыси к Шклову был послан отряд Ю. Барятинского. Он не перечислен в качестве воеводы ни в одном из полков, видимо отряд был очень незначительным.
Подойдя к городу, и убедившись, что горожане закрылись, он прошел дальше на запад за Радзивилом. Его войска разместились лагерем на опушке, где были атакованы литвинами. Барятинский вступил в бой, и отправил гонца за подмогой. К нему подошел на помощь Д.П. Львов из Передового полка. Видимо вместе они отбросили авангард литвинов, и в первый раз атаковали Радзивила за рекой, но были отбиты. Постепенно к месту боя подходили русские подкрепления из состава полков Черкасского (Большой, Передовой, Сторожевой), войска Трубецкого видимо в бою не участвовали, т.к. сеунщиков к Царю он не отправлял. В итоге противники остались каждый на своем берегу реки Шкловки, и утром 3/13 августа Радзивилл поспешил отступить на запад. Литовцы сообщили о 1 200 своих погибших (200 товарищей и ротмистров, около 1 000 прочих), и 7 -8 000 убитых русских.
3 августа – Госевский ночью атаковал русский отряд под Оршей, и нанес ему серьезные потери. У Сапунова /с. 61/: «3 Августа кн. Черкаский под Оршею был разбит Гонсевским, который подкрался ночью и ударил на спящих». Про Черкасского – неверно, он уже был под Копысью.
Радзивилл отступил на запад к Головчино, в тот же день к нему присоединились драгунский полк Б. Радзивилла и пехотный полк Немирыча. /Бобятинский, с 56-57/
Черкасский перешел на левый берег Днепра и двинулся на север к Орше. Трубецкой переправился на правый берег, блокировал частью войск Шклов, и двинулся на запад за Радзивиллом.
4/14 августа – Радзивилл стал лагерем у Головчина. Трубецкой получил приказ идти за Радзивиллом к Борисову и в зависимости от того, «что у него учинитця с Радзивиллом», соединиться с Хмельницким у Луцка
6/16 августа – Радзивилл отправил в разведку к Копыси отряд подстольника литовского полковника Александра Полубинского (1 000). Литовцы выяснили, что войска Трубецкого и Черкасского разделились, и Черкасский ушел на север по левому берегу Днепра (литовцы видели на другом берегу «большой лагерь»).
16-20 августа СС (нет точной даты) – передовые отряды Черкасского подошли к Дубровне. После подхода его войск необходимость в блокадном полку Куракина и Львова отпала, и их отозвали в главную армию к Смоленску, но бывшие с ними 7 сотен жильцов и 2 сотни татар отправили к Кричеву на усиление П.В. Шереметева «которые жилецкие и татарские сотни были с ним… тем сотням быть под Кричевом… с Петром Шереметевым» /ДР-3, стлб 443/
9/19 августа – Радзивилл вновь отправил к Копыси Полубинского, который захватил пленных, сообщивших о марше Трубецкого на Радзивилла. Полубинский вернулся с этим известием 20/30 августа, и Радзивилл поспешил начать отход дальше на запад.
14/24 августа – Трубецкой настиг Радзивилла у Шепелевич и разбил его. После боя Трубецкой повернул на восток, и присоединился к Черкасскому под Дубровной. К 23 сентября СС там находились Большой, Особый Большой, Передовой и Сторожевой полки.
1-3/11-13 сентября – сдался Шклов, сеунщики от Трубецкого и его воевод прибыли к Царю 4 августа
Изменено: Gromoboy, 21 Сентябрь 2011 - 00:11