
Особенности плащей №2 (несколько пуговиц)
#1
Опубликовано 17 Май 2006 - 16:29
Есть пять икон, в которых широкий плащ застегнут на две-три пуговицы.
Выглядит очень жизненно, но смущает то, что пока мне удалось найти исключительно изображения архангелов в таком типе плащей, а также то, что четыре русские иконы могут (теоретически) ссылаться на первую -- византийскую
Византийская икона 1387-1395 годов.
Вот ссылка на описание деисусного чина, из которого происходит икона. Интересно, что на Архангеле Михаиле в том же чине плащ обычный.
#3
Опубликовано 17 Май 2006 - 16:40
Автор -- возможно, Феофан Грек, другая версия(на мой взгляд имеющая бОльшее право на существование) Андрей Рублев, или неизвестный автор.
Может быть, кто-нибудь встречал изображения с такой застежко? Может ли это быть кратковременной модой?
#7
Опубликовано 17 Май 2006 - 17:54
Но одно но:
Где разговоры? Не вижу. Вижу складки на шелковой ткани,действительно такие как на кафтане Св. Бориса. Я эту икону в Третьяковке, уткнувшись носом, излазила вдоль и поперек. Там нет разговоров.
#8
Опубликовано 17 Май 2006 - 18:01
Про разговоры: мне не удалось разместить большую картинку, кот. у меня на компе, а разместил уменьшенную - поэтому плохо видно.
Но там точно есть чёрные полоски расположенные между складками. Такие чёрные полоски как раз есть на изображении свиты.
Прикрепленные файлы:
#10
Опубликовано 17 Май 2006 - 18:07
У вас нет побольше? (и таблеток от жадности :-))
Мне раньше казалось, что на безрукавной одежде разговоров не было, (поэтому на охабне они могут быть, рукава-то есть) если окажется, что на этом плаще есть разговоры, я пересмотрю свою позицию.
#11
Опубликовано 17 Май 2006 - 18:11
Там нет разговоров. Очевидны складки.
По поводу особенности застёжек процитирую сообщение islander'a в теме "Различные источники":
Ссылка: http://www.tforum.in...-bin....5;st=15Плащ со "скрепами (или аграфами, застежками) на груди" является отголоском средневековой византийской моды. Подобные плащи найдены в монашеских захоронениях Египта. Существуют изображения подобных плащей в ранней византийской миниатюре. Застежки от подобных плщей, которые датируются от 7 до 11 вв. найдены от Сирии и Константинополя до Балкан и Баварии.
Однако это вовсе не означает, что подобные плащи носили в средневековой России. Иконопись - это особый жанр церковного искусства с устоявшимся каноном, который часто не отражал реалии окружавшие художнка, но копировал более раннюю моду.
Там же я приводил ряд примеров. В том числе, благодаря Ann'е, ростовскую икону Гавриила.
Больше добавить нечего.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#12
Опубликовано 17 Май 2006 - 18:18
Теперь, в увеличенном виде понятно, что разговоров нет.
Но, чтобы говорить о каноне, хорошо бы привести раннее византийское изображение.
И, как мне пока кажется, не наблюдается непрерывной иконографической традиции, с древности до XIV -- XVвв.
Пока возможны две ситуации:
1 это все иконография, отражающая какие-то ранние византийские реалии. Просто в какой-то момент их изображать перестали, а потом некий византийский мастер, посмотрев на раннюю византийскую же икону (которой у нас пока нет, возможно, есть у islander'a), эту традицию возобновил, и она стала "модной" в XIV-XV веках. А потом из моды вышла.
2 Независимо от гипотетической ранней изобразительной традиции, такой тип застежки бытовал в XIV-XV веках, поэтому аго изображали в это время. Это также подойдет в качестве объяснения, почему ни непосредственно до, ни после таких изображений нет.
#13
Опубликовано 21 Май 2006 - 00:08
Alyena
#14
Опубликовано 21 Май 2006 - 02:45
Еще на иконах, кроме архангелов, я встречал такой плащ на иконе кон.14-нач.15вв "Моление с чинами святых" из монастыря св.Катерины, Синай( не ясно какой святой, но плащ с разговорами) и на западноукраинской иконе "Моление с чинами" 2-й пол.15в. (на св. иоане Дамаскине плащ как у архангелов).
а при множестве советников они состоятся (Притчи 15:22)
#15
Опубликовано 22 Май 2006 - 02:35
Может данные изображения из той же серии? Или же иконописное изображение ангельского чина.
И поповоду что у нас это могло не прижится.
Так вот есть такой высший ангельский чин как схима.
И в отличие от греческой жилетки у нас он имеет покрой плаща с капюшоном и накидным рукавом. Притом что крой довольно древний, еще на монаших мощях из КПЛ присутствуют
И вообще о чем это я?8)
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых