
Особенности кроя рукавов
#1
Опубликовано 07 Август 2006 - 23:40
платье с короткими или, как предположил Рабинович М.Г. («Одежда русских 13-17 вв.»), закатанными рукавами. Могу с ним согласиться лишь отчасти. На отдельных изображениях короткие рукава (до локтя) видны отчётливо. Если интересно, то поделюсь наблюдениями в отдельной теме.
Приглашаем на фестиваль "ДИКОЕ ПОЛЕ 2006"
(ран. и выс. средневековье, XVI-XVII, ВОВ2)
который пройдет в 25-27 августа в Чувашской республике.
Мы будем рады Вас видеть!
За подробностями обращайтесь на
Toyer@narod.ru
#2
Опубликовано 08 Август 2006 - 00:46
Собирался сам открыть тему, но в ближайшее время буду занять. Обязательно отвечу позже.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#3
Опубликовано 09 Август 2006 - 00:11
Нет цели - найди её.
#4
Опубликовано 26 Август 2006 - 18:33
раз открыли такую тему...
На серебрянных браслетах 12 века есть изображение девушки, которая берет чашу в рубахе со спущенными рукавами.
Так вот это исключительно ритуальная одежда или нет?
Помнится было мнение, что такие длинные рукава носили, только их подбирали закрепляли запястьями.
На сколько такой вариант приемлим, скажим для нижнего платья?
Поделитесь, пожалуйста соображениями по этому поводу.
#5
Опубликовано 26 Август 2006 - 22:50
-----------
http://vk.com/sew_or_die моя мастерская "SEW OR DIE". Шью самое разное.

#6
Опубликовано 26 Август 2006 - 22:52
-----------
http://vk.com/sew_or_die моя мастерская "SEW OR DIE". Шью самое разное.

#7
Опубликовано 27 Август 2006 - 20:56
Вопрос в том является это более - менее подходящим источником или нет?
Просто по ресунку получается довольно приличная рубаха, там все довольно отчетливо видно, а на 12 век с иными источниками ой как грустно.
#8
Опубликовано 28 Август 2006 - 09:30
#9
Опубликовано 28 Август 2006 - 15:20
-----------
http://vk.com/sew_or_die моя мастерская "SEW OR DIE". Шью самое разное.

#10
Опубликовано 28 Август 2006 - 15:38
Не редко в фильмах, фильмах-сказках, мультфильмах, иллюстрациях древнерусских героев (в основном мужчин) одевают в верхнее платье с короткими рукавами (до локтя).
Кадры из фильма «Александр Невский». СССР, 1938 г. Режиссёр С. Эйзенштейн.


Считал эту особенность выдумкой художников по костюму, в лучшем случае неправильной трактовкой. Однако версию окончательно не отражал, а продолжал поиск реальных свидетельств.
На данный момент мне известны следующие изображения:
Мужчины.
1. Гусляр с браслета из Тверского клада, XII век:
http://silverwolf.lv...ex.p....iewkey=
2. Гусляр с браслета из Рязанского клада, XII-XIII век:
http://silverwolf.lv...ex.p....iewkey=
В отношении изображений гусляров многое спорно, так как на плечах могут быть обручи или рукава просто закатаны. Скорее всего, так и есть. Практически крайне актуально для музыканта, играющего на гуслях – рукава могут цепляться за струны. Полосы на манжетах предполагаемой нижней одежды - вероятная оторочка. Не смотря на неоднозначность картины, изображения привожу, в отличие от многочисленных рубах, украшенных нашивными полосами.
3. Икона Борис и Глеб на конях. Москва, XIV век:
http://www.nsu.ru/communi....um.html
Известная икона. Дополнительные комментарии не требуются.
4. Буквица «М». Фроловская псалтирь. Новгород, XIV век:
http://compuart.ru/A.../2005/2/4/8.jpg
Рукава по цвету отличаются от основы. Конечно, это не означает, что они сразу короткие и одежда рыбаков гражданская, а не рабочая. Однако, по аналогии с изображением выше, можно предполагать.
5. Прорисовки буквиц лицевых рукописей XIV века:
http://www.tforum.in...Clipboard01.jpg
Рис. 3 вызывает сомнения. Вероятнее всего на плечах – обручи, так как очевидны складки.
Рис. 4 очень непонятный. Возможны варианты.
Рис. 5 действительно напоминает «кафтан» Бориса с иконы выше.
Существуют также инициалы «П» и «Б», но в моём распоряжении современные прорисовки и следует предварительно сверить их с оригиналами.
http://photofile.ru/...ge/33204351.jpg
http://photofile.ru/...ge/33305514.jpg
Женщины.
1. Рождество Богоматери. Новгород, середина XIV века:
http://www.icon-art....large/00796.jpg
2. Алексий митрополит с житием. Новгород, XV век:
- http://www.icon-art....ail....._id=305
- http://www.icon-art....ail....._id=315
Икон, на которых женщины изображены в верхней одежде с коротким рукавом больше, чем две. Не вижу смысла называть все.
Напомню также о существовании в 14 веке церковного саккоса, рукава которого не доходят до запястий. Позднее, в 17 веке, появляется церемониальное царское платье под названием платно. Формально оно является кафтаном становым, но по виду больше напоминает саккос.
Итог.
До определённого времени тоже-общественности было известно уникальное для своего времени изображение Бориса на иконе «Борис и Глеба на конях» (см. выше). Уникальность заключалась, прежде всего, в том в какое платье одет Борис – полностью распашное верхнее платье («кафтан») с короткими рукавами ранее на Руси не зафиксированное. А также по социальному признаку. Что в совокупности препятствовало использованию непосредственно распашного платья и, конечно, рассматриваемых коротких рукавов в костюме среднего класса. Поэтому короткие рукава могли быть воплощены только в аналогичном комплексе. Идея несколько лет назад реализована Auth - http://www.tgorod.ru/russia/index.htm
В результате поиска расширена коллекция изобразительных источников. Удалось выделить «новую» до этого практически невостребованную деталь древнерусского костюма. Основываясь на данной подборке, по моему мнению, справедливо предполагать вероятность наличия коротких рукавов на верхней одежде типа рубахи-свиты у различных слоёв населения средневековых русских городов. Не зависимо от пола. Практическое применение для меня остаётся не ясным. Рабинович М.Г. в своем исследовании «Одежда русских XIII-XVII вв.» выдвигал версию о закатанных рукавах, но мы видим, что в конкретных случаях это не так.
Примечательно, что большинство изображений относятся к 14 веку и фактически позднее не встречаются. Мода? Случайное совпадение? На данном этапе изучения вопроса ответить сложно.
Отредактировал сообщение: были дополнены прорисовки (см. пункт 5). Спасибо Ваноо.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#11
Опубликовано 28 Август 2006 - 15:49
Но есть момент, требующий дополнительного изучения. Дело в том, что за исключением "исцеления ханши Тайдулы" (а у нее, ктати одежда не совсем такая, как на прочих источниках) короткие женские рукава мы видим на вариациях икон "Рождество", причем я знаю также и более поздние иконы (в том числе шитую пелену XVI в.) с короткими рукавами у прислуживающих женщин. Надо проверить, не является ли это византийским каноном. Обещаю посмотреть кое-что, но я не спец.
Вообще нам резко не хватает специалиста по Византийскорй иконописи.
#12
Опубликовано 28 Август 2006 - 15:53
Как следует обосновать не могу, но, по-моему, одежда ритуальная. Во всяком случае мода на длиннющие рукава приходит значительно позже.На серебрянных браслетах 12 века есть изображение девушки, которая берет чашу в рубахе со спущенными рукавами.
Так вот это исключительно ритуальная одежда или нет?
По поводу рукавов пускай София ответит сама. Всё-таки её рубаха.вопрос не про крой, но все же... на картинке край рукава отделан тонкой полосой-это на какой век или это просто стилизация? Мне просто говорили, что окантовка по краю именно такой узкой лентой-ахтунг...
Интересно. В чём именно ахтунг узкой окантовки случайно не поясняли?
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#13
Опубликовано 29 Август 2006 - 09:16
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых