Введение.
Цель настоящего отчёта обратить внимание общественности, воссоздающей материальную культуру Древней Руси периода развитого средневековья, на совершенно невостребованную конструкцию древнерусского платья. Проведено исследование. Полученные сведения послужили достаточной основой для успешной реконструкции «нового» платья. Конечный результат прост. Вы не увидите нечто необыкновенное, отсутствует отделка. Я намеренно стремился воплотить те моменты, которые несправедливо остаются без внимания. При этом сохраняя свободу выбора вариаций отделки и даже кроя для новых авторов. Надеюсь, что мои наработки окажутся полезными и в скором будущем способствуют качественному росту уровня коллег.
Конструкция платья.
Свита – древнерусское верхнее платье, носимое мужчинами и женщинами в период развитого средневековья [1].
В основу конструкции легла археологическая находка в Изяславле женского платья XIII века. «Оно было сшито из нескольких видов тончайшей шерстяной ткани полотняного переплетения и скроено из верха и отрезной юбки. Верх платья – на подкладке. Ворот обшит каймой из более плотной ткани. Кайма сложена вдвое и прошита горизонтальными стежками. Разрез, расположенный слева ворота, переходит в шов на плече. По талии к верху лифа нашита юбка. Она собрана в мельчайшую сборку, для чего прошита сверху четырьмя параллельными швами. На шов, соединяющий лиф с юбкой, нашита золототканая лента, окантованная с двух сторон шелковой ниткой, скрученной в виде верёвочки. По подолу была нашита кайма. Судя по швам, рукав был пришит ниже плеча, где нашита полоса ткани шириной 5 см. эта деталь пришита поперёк рукава мельчайшим швом «вперёд иголкой», а затем обратным ходом, пространство между стежками заполнено так точно, что создаётся впечатление машинного шва. О длине платья судить трудно. Лишь научная реставрация может дать полное представление не только о технологии изделия, но и о его форме и размере. Если пропорция собранного платья в основном правильная, то длина его доходит до колен» [2]. Данная конструкция, по всей видимости, восходит к византийско-болгарской моде дошедшей до Руси приблизительно в середине-второй половине X века. Изучая пути проникновения на Русь «кафтанов», об этом пишет Михайлов К.А. в своём исследовании «Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология)» [3]. В этом свете можно говорить о начале стойкой традиции, установившейся на Руси на протяжении всего средневековья. Дело в том, что древнерусские изображения XI-XIV вв. дают массу примеров свидетельствующих в пользу популярности платья аналогичной конструкции. Прежде чем назвать ряд изображений, хочу означить основные признаки сходства, по которым проводилось сравнение: а) приталенный верх; б) низ формы «колокола» уложенный в складки. Примечательна характерная особенность на изображениях мужчин - это глубокий вертикальный разрез на груди, застёгивающийся на пуговицы. Порой разрез украшен вертикальными петлицами («разговорами»). Иногда и вовсе отсутствует. Перейдём к иллюстративному ряду: 1) иконка с изображением Глеба, 1067-1068 гг. [4]; 2) Изборник Святослава, последняя четверть XI века [5]; 3) изображение плясуньи, XII век [6]; 4) человек, седлающий барса. Фрагмент архитектурного декора Дмитриевского собора во Владимире, конец XII - начала XIII века [7]; 5) сцена охоты. Фрагмент архитектурного декора в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском, конец XII - начала XIII века [8]; 6) икона «Рождество богоматери», XIV век [9]; 7) инициалы «К» и «Х» из новгородской псалтири, XIV век [10].
Реконструкция платья.
Платье сшито из шерстяной материи полотняного переплетения. Стан – прямой, состоит из двух полотнищ, соединённых сверху и с боков. К нему пришиваются рукава, постепенно суживающиеся к запястью. Под каждым рукавом – прямоугольная ластовица [11]. Отрезная юбка состоит из одного куска материи, концы которого соединяются спереди, образуя вертикальную линию от пояса. То же, вероятно, наблюдаем на изображении плясуньи на створке браслета, сценах жития иконы «Георгий в житие», XIV век [12]. С верхом юбка соединена в сборку по линии талии. Горловина – полукруглая («голошейка»), с небольшим вертикальным разрезом на груди, застёгивается на бронзовую грушевидную пуговку. Стан (верх) на льняной подкладке [13]; подол и края рукавов изнутри обшиты подоплёкой. Швы – ручные.

- http://keep4u.ru/img...75aa262aa22.jpg
- http://keep4u.ru/img...c252ae3a70f.jpg
Итог.
Выполнена реконструкция древнерусского платья. Используемая конструкция подтверждена археологически, прослеживается по изобразительным источникам второй половины XI-XIV вв. Более того в XV веке никуда не исчезает, а становится полностью распашной [14]. В XVII веке идея по-прежнему актуальна и применяется для «постройки» возничего не распашного терлика [15]. Очевидна стойкая традиция, по всей видимости, восходящая к ранней византийско-болгарской моде.
На мой взгляд, сообществу исторической реконструкции открылись небывалые перспективы. Удалось продвинуться вперёд. Теперь мы совершенно точно имеем чёткую основу для дальнейших исследований.
На сегодняшний момент можно заключить, что люди, воссоздающие материальную культуру Древней Руси периода развитого средневековья, весьма далеки от истинных реалий прошлого. Судя по многочисленным (с огромной степенью вероятности трактуемым) изображениям описанная выше конструкция имела широчайшее распространение на территории Древней Руси.
Источники реконструкции.
[1] Рабинович. М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.//Древняя одежда народов Восточной Европы. - М., 1986. С. 45.
[2] Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. С. 102:
[3] Михайлов К.А. Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология):
http://www.asgard.tg...=_caftan#4-back
[4] Иконка с изображением Глеба (Давида), найденная на Таманском полуострове. Камень-жировик. 1067-1068 гг. ГИМ:
- http://photofile.ru/...25/37265502.jpg
[5] Княжеская семья. Миниатюра Изборника Святослава, 1073 г.:
- http://photofile.ru/...25/37266926.jpg
[6] Изображение плясуньи на створке браслета, XII век. Киевский государственный исторический музей:
- http://photofile.ru/...ge/37910906.jpg
[7] Человек, седлающий барса. Фрагмент архитектурного декора Дмитриевского собора во Владимире, конец XII - начала XIII века. Прорисовка приводится по изданию - Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. Таблица 114, рис. 28:
- http://photofile.ru/...ge/37266924.jpg
[8] Сцена охоты кентавра. Фрагмент архитектурного декора в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском, конец XII - начала XIII века. Прорисовка приводится по изданию - Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. Таблица 114, рис. 45:
- http://photofile.ru/...ge/37266925.jpg
[9] Икона «Рождество богоматери», XIV век:
- http://photofile.ru/...ge/37911668.jpg
[10] Инициалы «К» и «Х» из новгородской псалтири, XIV век:
- http://photofile.ru/...ge/37266928.jpg
- http://photofile.ru/...ge/37266929.jpg
[11] Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. С. 102:
«Целое платье было обнаружено в 1957 г. в слоях Торопца, сожженного во второй половине XIII века в результате литовского нашествия. За 30 лет, истекших с момента раскопок, оно сильно деформировалось, так как реставрировано не было. Платье состоит из небольшого числа крупных фрагментов. Оно было сшито из шерстяных тканей разной фактуры. Верх платья – из ткани полотняного переплетения, ни – из ткани саржевого переплетения. На некоторых фрагментах видны складки. Хорошо сохранился суженый к запястью рукав с ластовицей. Он сделан из ткани саржевого переплетения; ластовица – из ткани полотняного переплетения.»
[12] Икона «Георгий в житии», начало XIV века. ГРМ:
- http://photofile.ru/...25/37915745.jpg
[13] Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. С. 102.
[14] Икона «Битва новгородцев с суздальцами, середина XV века. Фрагмент:
- http://photofile.ru/...25/37266986.jpg
[15] Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков//Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов по материалам Государственной Оружейной палаты. – М. 1954. С. 314-316.