Шлем Вальсгарде-6.
Выдержка из статьи :
Гретта Арвидссон (Уппсала)
Новая скандинавская форма шлемов вендельского времени.
// Acta Archaeologica, V.
(Arwidsson G. A new Scandinavian form of helmet from the Vendel-time
// Acta Archaeologica V )
Перевод мой, кривой. Текст читается с трудом

Для орнаментации пластин из бронзового листа было использовано 4 штампа :
большой прямоугольный штамп с изящным орнаментом из 4 зооморфных фигур (№ 1, рис. 7) , 2 более узких штампа с ленточным орнаментом (№№ 2 и 3, рис. 7) и одна маленькая пластина, очевидно, круглая, с зооморфным и ленточным орнаментом (№ 4, рис. 7). Эта последняя пластина только одна, она находилась сзади слева от зооморфной головы. Судя по всему, эта единственная пластина не является частью первоначального декора шлема, а добавлена в ходе ремонта. В пользу этого говорит и то, что на бронзовой полоске, которой крепилась эта пластина - “заплатка”, нет глубоко врезанных параллельных линий, в отличие от других таких полосок. Под этой пластинкой находится неорнаментированная бронзовая пластина, которая вместе с ней должна закрывать поврежденный участок.
Несомненно, первоначально предполагалось пластины с оттиском большого штампа разместить вдоль обода шлема, регулярно чередуя с пластинами с ленточным орнаментом обоих видов. Однако этот план был выполнен не полностью. Точно под передней головой животного соединяются 2 пластины со штампом №1. Далее, если следовать вдоль обода влево, будет разделитель с орнаментом № 2, орнамент № 1, разделитель с орнаментом № 3 и далее такие же серии. Но слева от задней головы животного есть небольшая пластина с отпечатками штампов № 2, 3 и 2 друг за другом. Таким образом, здесь мы видим 4 “разграничителя” подряд (рядом на другой пластине – еще один). Далее – прямо под головой животного – пластина с почти половиной отпечатка штампа № 1. Очевидно, эти пластины устанавливались последними и, поскольку пластины оказались слишком длинными, их обрезали, невзирая на орнамент. Через некоторый промежуток, на котором бронзовые пластины не сохранились, с правой стороны шлема следуют 3 отпечатка штампа № 1, разделенные 2 разграничителями с орнаментом № 2. Между последним из этих орнаментов и упомянутым выше таким же орнаментом справа от передней головы животного нет разграничителя, хотя они отпечатаны на одной и той же пластине. Так же орнаментированы и пластины, покрывающие боковые ребра каркаса. Слева – одна пластина с 3 отпечатками штампа № 1 подряд, без разграничителей ; справа - одна пластина с 2 отпечатками штампа № 1 и “разграничителем” № 2 по верхнему краю. Трудно понять, что за бронзовые пластины украшают наносник. Здесь видны 2 отпечатка штампа № 1 , но очень фрагментированные, а между ними – широкий промежуток, где бронзовое покрытие не сохранилось. Поэтому невозможно определить, был ли между ними разделитель, и если был – то какой.
Наконец, полоса под гребнем орнаментирована только “разграничительным” узором, если не считать маленького фрагмента четвертого орнамента [“заплатки”]. Видимые ее части по обе стороны от гребня покрывали полосы из бронзового листа около 2 см в ширину, орнаментированные штампом 2 и 3 попеременно. Участки орнамента № 2 имеют 8 см в длину, орнамента № 3 – 12 см. Нигде бронзовые пластинки не длиннее 12-13 см, а в основном – еще меньше, с одним только отпечатком штампа 1 или штампа 1 и разграничителя. В результате этого, часто встречаются стыки пластин. Пластины на стыках тщательно подогнаны, чтобы нигде не нарушать орнамент.
Все отпечатки штампа № 1 отличаются четкостью и хорошим исполнением. Это показывает, что штамп был мало изношен и, возможно, сделан специально для украшения этого шлема. Твердый и изящный стиль орнамента уже сам по себе говорит о высоком качестве, даже если эта композиция и не совсем оригинальна. Орнамент из 4 симметрично расположенных зооморфных фигурок в таком стиле не является необычным. Подобный орнамент встречается в погребениях 1 и 12 в Венделе на умбонах щитов (Stolpe & Arne, Gravfaltet vid Vendel, Stokholm, 1912, Pl.VI, 4 и XXXIII, 3) в технике штампа, а также на бронзовых изделиях Борнхольма (см. Stjerna, Bidrag till Bornholms befolkningshistoria under jarnalder, Stockholm, 1905, р. 106). Но только одна вещь может сравниться в элегантности с пластинами из Вальсгарде – это прямоугольная бронзовая пластина, найденная в Эриксе в приходе Бро на Готланде рядом с 2 резными камнями в стиле 8 века (р. 8. См. также Studier till. Oscar Montelius.Stockholm, 1903. с. 151, р. 7.). Таким образом, нет недостатка в основаниях для датировки орнамента, хотя определенная осторожность все же необходима.
……….
Вероятно, орнамент из Вальсгарде – более поздний, чем, по крайней мере, из Венделя-12. Такой орнамент с чередующимися элементами, как на рис. 7.1. [большие пластины] неизвестен на ранней фазе стиля 2, он появился позднее – возможно, под влиянием ирландского искусства. Глядя на переплетающиеся тела животных с этого орнамента, можно сказать, что хотя они и стилизованы, они все же в целом более реалистичны, чем на изображениях раннего стиля 2, в котором композиция состоит только из переплетающихся лент. Другая фаза развития орнамента представлена, например, на одном из мечей, найденных в Венделе-1 и некоторых других вещах из того же погребения. Рассматриваемый нами штамп представляет более ранние традиции, чем находки из Венделя-1, в нем сильнее проявляются черты раннего стиля 2. Головы животных не претерпели изменений, а их положение с повернутыми назад мордами – также типичная черта раннего стиля 2 – тогда как характерная треугольная зооморфная фигура с головой, направленной вперед, на мече из Венделя-1 – более поздний мотив. Соответственно, я считаю пластины шлема Вальсгарде-6 (рис.7.1.) наиболее ранней известной до сих пор вещью, на которой проявляется “ирландское” влияние на стиль 2. Следовательно, шлем сделан позже середины 7 века. Образцом послужили такие орнаменты, как на полях умбона из Венделя-12. Влияние ирландских орнаментов можно также найти в иллюстрациях 723 и особенно 725-726 к книге “Die altgermanische Tierornamentik”, на которых тела животных, как и на пластинах из Вальсгарде, плавно переходят в переплетенные узкие ленты.
Что до “разделителя” (р. 7.3.), то можно сказать, что это очень распространенный орнамент, использовавшийся с небольшими вариациями в течении большого периода времени. Такой орнамент есть, например, в погребении со шлемом из Ультуны. (см. Hildebrand, Teckingar ur Svrnska Statens Historiska Museum. Stockholm, 1873, pl. 4, e ), относящемся примерно к тому же времени, что и Вальсгарде-6. Подобный же орнамент встречен на орнаментированных оковках одного из щитов в погребении Вальсгарде-6, изготовленном в первой половине 7 века (???) – но нельзя исключить того, что оковки были добавлены позднее. Подобный орнамент встречается также на некоторых длинных фибулах типа “Ryggknappsspannen” конца 7 века.
Наконец, маленькая пластинка с орнаментом 7.4 датируется более-менее четко. Пластинка фрагментирована ; вероятно, она была круглой формы. Ее орнамент происходит от орнамента , приведенного в Teckingar, Ser. V, Pl. 3, p, но там присутствуют головы и лапы животных, а на этой пластинке они так видоизменены, что с трудом могут быть опознаны. Несмотря на это, мастер добился хорошего эффекта, использовав контрастное сочетание завитков, выполненных пунктирной линией, и остальных - сплошных – линий. Первоначально пластина была предназначена для украшения какого-нибудь круглого выступа – например, на умбоне щита. Но пока в Уппланде не найдено ни щитов, ни фибул, ни других изделий с таким украшением.
Деталь орнамента шлема Вальсгарде-6 : большой штамп и оба разграничителя.

Рисунок пластины-“заплатки” выложу позже.
Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое (Ш.Руставели).
Информация должна быть доступной