Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Виды нитей для ткачества.

текстиль ткачество технология изготовления литература ссылки

  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
32 ответов в теме

#1 Stranger

Stranger

    луконструкторша

  • Старожил
  • 1 428 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Тула.
  • Interests:Ручное ткачество, тесьма и пояса. Стрельба из лука, horseback archery, работа с кожей.

Опубликовано 08 Июнь 2007 - 17:16

Наткнулась на статью по финоуграм, там есть такой момент, что для ткачества использовали нить тройной скрутки (основа), при этом все 3 нити были разного цвета - эдакий меланж. Но возникает вопрос - обычно в ткань идет мононить, т.е. не свитая вдвое - трое, как для вязания.
Есть ли действительно находки текстиля именно из двойных-тройных ниток? (не пояса или тесьма), а одежная ткань?
В сети бываю не каждый день. Пишите на мыло, так будет быстрее.

#2 Novojeya

Novojeya
  • Горожанин
  • 117 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Нижний Новгород и окрестности
  • Interests:9-11в

Опубликовано 09 Июнь 2007 - 14:07

День добрый.

Нахлик А. Ткани Новгорода. Опыт технологического анализа. МИА №123. М., 1963. с. 313.
http://archcostume.n...i_Novgoroda.pdf

У меня сейчас под рукой, к сожалению, нет, но там описано несколько фрагментов тканей из нитей двойной скрутки (ткани с "рисовой" фактурой) Если найду сейчас, напишу подробнее.

#3 Coliuke

Coliuke
  • Горожанин
  • 145 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Königsberg

Опубликовано 09 Июнь 2007 - 15:35

Цитата: "В данной группе тканей большой интерес представляют два образца полушерстяной ткани из Кошибеевского могильника (рис. 52, 3). В структуру этой тка-ни входят грубые конопляные и шерстяные нити. Нити основы растительного волокна ссучены вдвое, не окрашены. "
из Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс.н.э. // КСИА- Вып.107. -М., 1966.- С.127-134. http://archcostume.n....ru/efimova.htm
Огонь покажет!

#4 Vlasta

Vlasta
  • Горожанин
  • 127 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Wroclaw/Dublin

Опубликовано 10 Июнь 2007 - 01:02

В статье "New Finds of Medieval Textiles in the North of Novgorod Land" (автор Н. Хвощинская), NESAT V, упоминаются ткани, где основа двойной крутки: "There are certain differences in the warp yarn between the Finnish textiles of the Ladoga area and Zalahtovye. All textiles from Ladoga mounds have the same spin direction, exclusively z/z. Zalahtovye fragments have the warp of plied yarn Sz."
Кроме того, описывается еще одна ткань, где кручены основа и уток. "The only Zalahtovyefind of a basket-weave fragment has the warp and weft made of yarn S-plied out of two z-spun single yarns."

#5 Stranger

Stranger

    луконструкторша

  • Старожил
  • 1 428 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Тула.
  • Interests:Ручное ткачество, тесьма и пояса. Стрельба из лука, horseback archery, работа с кожей.

Опубликовано 11 Июнь 2007 - 19:51

Спасибо, товарищи :( Доку читаю - просто душа радуется - столько пищи для будущих творческих поползновений.
Доделала пробный кусок полотнянки из двойной нитки - дерюга зверская)) Но шерсть правда полугрубая.

Прикрепленные миниатюры

  • DSCN3297.jpg

Изменено: Stranger, 11 Июнь 2007 - 19:57

В сети бываю не каждый день. Пишите на мыло, так будет быстрее.

#6 Cunla

Cunla
  • Горожанин
  • 280 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Клуб "БРАН" г. Москва
  • Interests:Ирландия IX-XI вв.

Опубликовано 12 Июнь 2007 - 00:27

Может и дерюга, но качество вполне приличное.
Согласно статистике компании "Неткрафт" на данный момент в сети существуют 227 миллионов сайтов. Поэтому не надо мне расказывать что Вы облазили ВЕСЬ интернет!!!
Интересуетесь Ирландией?  Failte!!!

#7 Stranger

Stranger

    луконструкторша

  • Старожил
  • 1 428 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Тула.
  • Interests:Ручное ткачество, тесьма и пояса. Стрельба из лука, horseback archery, работа с кожей.

Опубликовано 12 Июнь 2007 - 00:45

Cunla- очень приятно слышать про качество от тебя ;)
В сети бываю не каждый день. Пишите на мыло, так будет быстрее.

#8 Vlasta

Vlasta
  • Горожанин
  • 127 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Wroclaw/Dublin

Опубликовано 13 Июнь 2007 - 10:54

Еще в статье «2/2 sustiprinto ruoželinio pynimo audiniai I–XII a. Lietuvos pajūrio laidojimo paminkluose» (автор Elvyra Pečeliūnaitė-Bazienė) упоминается такой тип тканей: In the 9–12th centuries 2/2 diagonal twill gets its variations. The main part of textiles was found in Palanga, Genčai I, Kiauleikiai and Pryšmančiai cemeteries. 2/2 twill Szz/Z (or Sz/z) was found in almost all the cemeteries. One piece Szz/S (or Sz/s) was found in Genčai, grave No 44. These textiles appear about the 9th century and continue till the 12th century. Such kind of textiles were found in Finland and identified as Pappilanmaki type. The same textiles were found in Latvia and Russia (Great Nowgorod). 2/2 twill Szz/Z or Szz/S were found just in the coastal part of Lithuania, except one piece from Paluknys (Raseinių district) and one from Gintališkė (Plungės district), both of them are situated in the western part of Lithuania. Between 2/2 diagonal twill textiles this type makes 23 per cent and among all the other types of weaves it makes 11 per cent. They are of different count between 3/5 and 18/14 and the average is 8/9. In my opinion the idea of this type came from Finland
but a quite big amount of 2/2 twill Szz/Z could be interpreted as a local product. Another interesting feature of these textiles is that almost all of them were found in men graves. The same situation was observed in Latvia. Latvian and our material show that these textiles could be referable to the overcoats or tunics. (цитата из английского изложения)

#9 ole

ole
  • Горожанин
  • 18 Сообщений:

Опубликовано 13 Июнь 2007 - 13:28

Elvyra Pečeliūnaitė-Bazienė
http://www.leidykla....te-Baziene..pdf
http://www.leidykla....ite-Baziene.pdf
1 Я пошел окно клеить
2. Клей лучше девушек
1. Неправда девушки лучше

#10 Olenka

Olenka
  • Горожанин
  • 20 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 13 Июнь 2007 - 17:30

Ни разу не ткала ни из ровницы, ни из мононити. А вот из двойной нити немного пробывала - никакой явной "рисовой" фактуры получено не было.
Про других авторов статей сказать не берусь, а у Нахлика произошла ошибка с определением. Все ткани, описываемые у него как просто SS или ZZ крутки на самом деле сделаны из двойных нитей.
Stranger, пожалуйста дайте ссылку на меланжевую нить. Очень заинтересовало.

#11 Coliuke

Coliuke
  • Горожанин
  • 145 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Königsberg

Опубликовано 13 Июнь 2007 - 17:53

А вот из двойной нити немного пробывала - никакой явной "рисовой" фактуры получено не было.

А у меня получалось. Это от веса грузов зависит, если легкие - то действительно не получается ни из каких нитей.
А меланж - это интересно, мне б тоже хотелось почитать.
Огонь покажет!

#12 Olenka

Olenka
  • Горожанин
  • 20 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 13 Июнь 2007 - 17:58

Tasha
Хотелось бы фотку. И какой у вас вес грузиков? У меня 250-300 гр на максимум 15-18 нитей. Понятие рисовая структору вообще-то достаточно расплывчатое. Я копанину такую не видела.

#13 Stranger

Stranger

    луконструкторша

  • Старожил
  • 1 428 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Тула.
  • Interests:Ручное ткачество, тесьма и пояса. Стрельба из лука, horseback archery, работа с кожей.

Опубликовано 13 Июнь 2007 - 20:20

PS Надо видимо прекращать читать в электричке с просоня)) Не финны.. корелы :)

Найду сканер - тогда выложу. У меня распечатка , попробую узнать, откуда человек это отксерил.

Корела и Русь. С. И. Кочкуркина.

Остатки льняных и шерстяных тканей из погребальных памятников свидетельствуют о высокоразвитом ткачестве у корелы. Льняная ткань шла на изготовление мужских и женских нательных рубах и шейных украшений. Ткани из овечьей шерсти, из которых шилась верхняя одежда, разнообразнее по цветовой гамме и техническим признакам.
Шерстяные ткани полотняного переплетения изготовлялись различными способами. Использование тонкой и одинаковой в основе и утке пряжи придавало ткани гладкую поверхность. Если же в основе пряжа была грубее, чем в утке, поверхность получалась рельефной. Своеобразный рисунок выходил при таком приеме тканья, когда нить утка пропускалась не через каждую нить основы, а сразу через две.
Ткани более сложного, саржевого переплетения, при котором чередование перекрытий нитей утка и основы идет по диагонали, употреблялись чаще других. Известны фрагменты толстой полосатой материи, сотканной из двух-трех ссученных разных по цвету тонких нитей.
Плетение и тканье шерстяных и льняных лент, тесьмы, бахромы, шнуров, употреблявшихся для отделки женской одежды и шейных украшений, — все это хорошо было знакомо древним карелам 36. Узорчатая и гладкая тесьма получалась при тканье на четырехугольных дощечках, снабженных по углам отверстиями. Если судить по языковым данным, то искусство тканья на дощечках было известно давным-давно, в период существования прибалтийско-финской языковой общности.
Найденные в древнекарельских могильниках фрагменты льняной тесьмы имели узоры в виде елочки, ленточного переплетения (как у некоторых фибул и орнаментированных рукоятей ножей). Привозными были брокатные ленты.
Кроме шерстяных гладкоокрашенных плетеных шнуров использовались узорчатые диагонального переплетения и разноцветные. Например, на трех фрагментах в одной коллективной могиле (Кекомяки-1) узор был трехцветным (черный, коричневый, желтый), на четвертом — богатый рисунок сложного технического исполнения.
Сырьем для шерстяных тканей служила овечья шерсть.

Изменено: Stranger, 13 Июнь 2007 - 20:29

В сети бываю не каждый день. Пишите на мыло, так будет быстрее.

#14 Coliuke

Coliuke
  • Горожанин
  • 145 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Königsberg

Опубликовано 14 Июнь 2007 - 01:47

Рисовая - очень расплывчатое понятие. Я подразумевала вот то что на картинке, вроде на рис чем-то похоже. Грузы где-то 400гр. на примерно то же количество нитей. А копаного из ниток такой толщины я вообще не видела, вроде из таких толстых не ткали. Не знаю еще какая фактура получится на тонких.

Прикрепленные фото:

  • article_001_10m.jpg

Огонь покажет!

#15 Stranger

Stranger

    луконструкторша

  • Старожил
  • 1 428 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Тула.
  • Interests:Ручное ткачество, тесьма и пояса. Стрельба из лука, horseback archery, работа с кожей.

Опубликовано 14 Июнь 2007 - 14:32

Это "рис"?)) У меня одно из самых первых полотен (шерсть) такое и получилось кажется :)
Опубликованное фото
Опубликованное фото
В сети бываю не каждый день. Пишите на мыло, так будет быстрее.

#16 Coliuke

Coliuke
  • Горожанин
  • 145 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Königsberg

Опубликовано 15 Июнь 2007 - 13:45

А киньте, пожалуйста, картинку, что такое "рис" на самом деле.
Огонь покажет!

#17 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 15 Июнь 2007 - 20:25

Известный в кругу тряпковедов и текстилефилов авторитет Лиз Бендер Йооргенсен(Lise Bender Jørgensen) в своем эпохальном труде ("North European Textiles until AD 1000." Aarhus, Denmark: Aarhus University Press, 1991.) сделала попытку отклассифицировать арехеологический текстиль Северной Европы, в числе прочего, большое внимание было уделено тряпковедению эпохи викингов. По ее наблюдениям, именно финнской текстильной группе была отведена главествующая роль в использовании двойных и более нитей в основе и утке. Ткани этой группы отличаются большим процентом находок образцов со сдвоенной структурой нитей основы, малой плотностью на переплетения на 1 кв.см. На основании этих двух признаков она признает финнскую группу феноменальной и выделяет ее в отдельный тип.

Но. Есть одно "НО".
При детальном рассмотрении нитей основ тканей указаных у Нахлика и Давидан как одинарные, оказались сдвоенными. Легкое нажатие ни нить препаровальной иглой и одинарная превращается в двойную. Визуально это заметить трудно. В то же время есть ткани , в которых нити основы ярковыраженносдвоены. Наверняка речь идет о двух разных технологических способах приготовления основы.

По поводу "риса". Непоняла, может это репс имеется ввиду?
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)

#18 Stranger

Stranger

    луконструкторша

  • Старожил
  • 1 428 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Тула.
  • Interests:Ручное ткачество, тесьма и пояса. Стрельба из лука, horseback archery, работа с кожей.

Опубликовано 15 Июнь 2007 - 20:43

В репсе что-то одно вроде не видно, либо основа, либо уток (тесьма на бердо)?
PS
Единственно где встречала понятие рисового узора - это в трикотаже, куда более поздние времена :)
В сети бываю не каждый день. Пишите на мыло, так будет быстрее.

#19 Novojeya

Novojeya
  • Горожанин
  • 117 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Нижний Новгород и окрестности
  • Interests:9-11в

Опубликовано 21 Июнь 2007 - 17:53

Приветствую.
У Нахлик "рис" изображен вот так:

В небольшой группе тканей (5 экз.) основа и уток, или что-нибудь одно, изготовлены из сдвоенной пряжи. Если нити сильно скручены, то такая ткань имеет ясно выраженный рисовый рисунок (Н-59/26, Н-55/10116, Н-59/37 и др.).Аналогичный эффект получался в том случае, когда нити основы не были сдвоены, но были сильно скручены при прядении (Н-55/10116, рис. 11, г).

Прикрепленные миниатюры

  • ______.JPG


#20 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 21 Июнь 2007 - 18:04

Т.е. эффект "риса" это не обязательно сдвоенные нити, а обязательно - тугопряденные и превосходящие по толщине перпендекулярную систему?
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)





Также с меткой «текстиль, ткачество, технология изготовления, литература, ссылки»

0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых