Изменено: Edel, 26 Сентябрь 2008 - 22:54
Фреска, церковь Спаса-Нередицы
#1
Опубликовано 26 Сентябрь 2008 - 21:01
#2
Опубликовано 26 Сентябрь 2008 - 22:39
«Три детали можно предположительно считать частями больших сумок или баулов. Одна происходит с уровня 13-го пласта уч. 1а (рис. 10, 3). Деталь продолговатая, с параллельными длинными и скруглёнными короткими сторонами, размером 31,3х11,5 см. По всем сторонам сохранились сквозные отверстия швов. Мерея детали стерта в двух местах. Вторая находка (кв. Е-4, пл. 15, уч. 1а), возможно, служила торцом кожаного походного чемоданца. Это четырёхугольная со скруглёнными углами раскройка размером 18,2х18,5, с частично обрезанными швами, кроеная из плотной кожи толщиной 2,0 мм (рис. 123, 4). Третья деталь происходит с уровня 20-го пласта на уч. 3. Деталь неправильной четырёхугольной формы размером 18,2х16,8 см, со швами по всем сторонам, порвана в 3 местах (рис. 123, 2)».
Где там, по-вашему, послойность одежды и закатанные шоссы?
Изменено: Maxim Stanislavich, 26 Сентябрь 2008 - 22:48
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#3
Опубликовано 26 Сентябрь 2008 - 22:50
Про закатанные шоссы я не утверждаю, может конечно, товарищи в портах просто сапоги забыли снять?)Или что-то другое,но именно для этого и хотелось бы увидеть в более хорошем качестве, а не то,что я перефотографировала в одной старой книге нашей научной библиотеки..И естественно, в цвете.
То,что на Иисусе набедренная повязка, ясно и ежу. Про нижние порты имела в виду группу людей, выделенных фрагментом на втором изображении.
#4
Опубликовано 26 Сентябрь 2008 - 23:23
Здесь почти все фрески есть. Можно еще много интересного найти.
Alyena
#5
Опубликовано 26 Сентябрь 2008 - 23:34
#6
Опубликовано 28 Сентябрь 2008 - 16:21
Давайте размышлять последовательно. Согласно известным нам источникам в равной степени это могут быть сапоги, ноговицы или высокие носки (чулки). Больше конечно похоже на высокую обувь.Про закатанные шоссы я не утверждаю, может конечно, товарищи в портах просто сапоги забыли снять?)
Закатанные шоссы – из ряда фантазий на тему.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#7
Опубликовано 28 Сентябрь 2008 - 19:11
Любопытно, а есть источники на такие мужские чулки на 12-13 века?или высокие носки (чулки).
Я опять таки повторюсь,не утверждаю,если Вы внимательны,в первом посте после слова "шоссы" поставлен вопросительный знак.)Просто при внимательном рассмотрении это похоже либо на сапоги, либо на озвученное выше.Если они всё таки в нижних портах, вряд ли это сапоги...
Однако.НЕПРАВИЛЬНО вообще что-либо утверждать и спорить, не имея картинку в чётком качестве и цвете(лично мне хочется определить цвет портов и рубахи мужчины слева снизу,а также проверить,мерещится ли что у сидящих мужчин короткие порты,а тут нужна чёткость ...).
В общем-то тема к тому и создавалась, к поиску...
#9
Опубликовано 28 Сентябрь 2008 - 23:10
по-моему там и кроется ответ...
#10
Опубликовано 29 Сентябрь 2008 - 00:52
Женские вязаные чулки упоминает А.В. Арциховский. Не нахожу очевидных причин, почему мужчины не могли надевать такие же чулки.
По поводу всего остального очень своевременно заметил Wallenstein. В сообществе исторической реконструкции иконографические изображения (подверженные византийскому канону) довольно-таки легко принимается на веру (как будто так всё и было на самом деле), хотя в действительности оно может не соответствовать древнерусским реалиям и одновременно нести определённый сюжетный подтекст.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#11
Опубликовано 29 Сентябрь 2008 - 07:20
Wallenstein, сдаётся мне, для византийского канона это в принципе нетипичная сцена....Никаких аналогий в византийском исскустве не приходилось видеть.
Maxim Stanislavich, про чулки,вязанные из толстой красной шерстяной нити, найденные в женском погребении, в "Курганах вятичей" я помню.) Просто тут извиняюсь за аналогию с западом, короткие чулки носились женщинами, длинные - мужчинами. Вполне логично это было бы предположить и на Русь, т.к. источников на высокие мужские чулки (шоссы) в изо имеется...
Изменено: Edel, 29 Сентябрь 2008 - 07:21
#12
Опубликовано 29 Сентябрь 2008 - 21:18
Если учитывать наполненность выходцами из Византии и получившими там или от "тех" здесь свое образование да прибавить к этому обращенность средневекового христианского сознания в прошлое (а вернее к "Вечному Израилю") - отсюда и большие сомнения по поводу древнерусских реалий в изображениях, сюжеты которых про другое.
#13
Опубликовано 30 Сентябрь 2008 - 10:18
Повторюсь, приведённая на фреске сцена как раз более типична для Запада, чем востока. Не надо узко смотреть по Византии, надо смотреть много.)
Вам известно,что библейские сцены вообще составляют наибольший процент всего искусства Европы, Руси и Византии? Время такое было.) И неоднократно проводилась параллель между изображённым в таких сюжетах с сохранившимися артефактами. А сколько библий в ЗЕ служат источником реконструкции...отсюда и большие сомнения по поводу древнерусских реалий в изображениях, сюжеты которых про другое
По канону обычно изображают Христа,ангелов,архангелов, Богоматерь. Да,так везде. По остальным же персонажам, как правило, можно представить облик современников художника.
#14
Опубликовано 30 Сентябрь 2008 - 11:01
#15
Опубликовано 30 Сентябрь 2008 - 11:38
#16
Опубликовано 01 Октябрь 2008 - 01:14
Действительно, христианские сюжеты в средневековье составляют для христианских стран их искусство - вот мне и было непонятно, почему Вы утверждаете, что данная фреска далека от Византии.
"А сколько библий в ЗЕ служат источником реконструкции..." - эта цитата все разъяснила. Однако, в средневековом "искусстве" католиков и православных такие же отличия, как и в вероучении, потому что это основа мировоззрения. Здесь развивать данную тему думаю не место, но не пользоваться этим знанием для анализа любого источника значить не понять его сути.
Если кратко это - "По канону обычно изображают Христа,ангелов,архангелов, Богоматерь. Да,так везде. По остальным же персонажам, как правило, можно представить облик современников художника." - характерно для Запада, т.е. католичества и отсюда, конечно, вытекает - "И неоднократно проводилась параллель между изображённым в таких сюжетах с сохранившимися артефактами."
Уже как полвека назад Арциховский сделал вывод (я не слышал о его убедительном опровержении), что древнерусские миниатюры (заметьте, не иконография, которая еще более "заканонизирована") содержат только детали древнерусских реалий и при этом четко фиксируют разницу, отображая события и сюжеты не относящие до Руси. До 16в. Русь "задворки" православного мира и сюда едут в немалом количестве различные "просветители и служители", создающие и везущие с собой огромную часть "древнерусского искусства византиского замеса", поэтому аналог с Западной Европой неуместен, т.к. там был центр другого мира, а не задворки.
druzhinnik, давайте поразмышляем, почему на иконе о мучениках и природа и строения греческие, а "порты" русские? И кто ее автор?
#17
Опубликовано 01 Октябрь 2008 - 16:31
Не вытекает. Здесь мною конкретно имелась ввиду аналогичность некоторых моментов русской археологии к иконографии.Статья вроде не одна этому была посвящена. Арциховского я конечно уважаю,но так как некоторые его исследования были опровергнуты в деталях археологии, то я давно уже не воспринимаю его слова как абсолютную истину.))и не опровергать,а доказывать надо в реконструкции прежде всего.)характерно для Запада, т.е. католичества и отсюда, конечно, вытекает - "И неоднократно проводилась параллель между изображённым в таких сюжетах с сохранившимися артефактами."
Греческие строения - это тоже канон вроде.Ничего удивительного.
Да никто с этим и не спорит...На костюм знати и доспех русский вроде конкретное влияние Византия оказала, например.)Кстати,не только Руси, но и Западной Европы в 11-12, и местами, 13 веке. Причём, тоже идут споры: преемственность в искусстве или реальное отображение?Или Вы 14-15 веком Европу меряете?так речь в теме вроде про 12 век.создающие и везущие с собой огромную часть "древнерусского искусства византиского замеса"
Вообще, зря Вы так про "задворки"... Очень неприятно.
#18
Опубликовано 01 Октябрь 2008 - 23:51
Про некоторую аналогичность данных археологии и иконографии я и не спорю, тем более в моментах, когда в иконографическом сюжете появляются представители Руси (именно на это и указывал Арциховский). Другое дело, когда древнерусская (подчеркиваю, не западноевропейская с другой традицией, а древнерусская) иконография передает сюжет "не про нас"...
"Греческие строения - это тоже канон вроде.Ничего удивительного." вот и я не удивляюсь.
"Причём, тоже идут споры: преемственность в искусстве или реальное отображение?" Собственно, мы с Вами его и ведем. Более того, известно о распространенном в средние века обычае посольских подарков и одеждой в том числе. Вопрос о широте заимствования и бытования... или в реконструкции все "реконструируют" верхушку древнерусского общества?
Обратите внимание на сохранность до наших дней древнего иконографического канона. Новое, что там появляется это соответстие сюжетных линий русским реалиям - и избитый пример про новгородцев с суздальцами, и свежий пример про красноармейцев с иконы о мовомучениках в земле Российской просиявших. Также появляются наши природа и строения, если они нужны по сюжету. Почему тогда икона о событиях произошедших за века до появления Киевской Руси должна отражать ее реалии? (тем более, что природа и строения греческие - это я о вышеприведенном примере)
Мода меняется со временем (и в Византии в том числе), а канон нет. Но ведь он был установлен не в 12в. и не на Руси. Я поэтому и вопросил о специалистах по костюму Византии - подозреваю, что и они в 12в. не ходили так, как изображены люди на иконах.
"Вообще, зря Вы так про "задворки"... Очень неприятно." Но ведь это соответствует действительности и никакого унижения я здесь не вижу. Зато с падением Константинополя Россия превратилась в центр - эта неожиданная и непомерная ноша нас до сих пор и лихорадит.
#19
Опубликовано 03 Октябрь 2008 - 17:09
А Вы наверное, не очень внимательно читаете посты, раз такие вещи тут пишете.) Мною написано что-то подобное???Просветите, пожалуйста, каким образом опровергли указанный мной вывод Арциховского - я действительно не в курсе.
Имелось ввиду,что Арциховский лично мне более известен небрежностью к датировкам, безразмерными неточными прорисовками, преждевременными выводами и хорошей типологией. Хорошим тоном, кстати,на данном форуме является приведение цитаты, название и год издания. А то Арциховский писал, Арциховский писал...Арциховский много чего писал
Ну неужели? Давайте так, не опираясь на "дядя сказал",а опираясь на конкретные изо источники. "Представители Руси" кто например? Семья Ярослава Мудрого? Святые Борис и Глеб? Аналогичный способ повязывания платка,коий мы видим на одной из фресок того же Спаса-Нередицы, есть на одной из женщин семьи Я.М. Далее. Борис и Глеб - доспех и одеяние в целом соответствуют другим изображениям "ненашенских" святых.Про некоторую аналогичность данных археологии и иконографии я и не спорю, тем более в моментах, когда в иконографическом сюжете появляются представители Руси (именно на это и указывал Арциховский). Другое дело, когда древнерусская (подчеркиваю, не западноевропейская с другой традицией, а древнерусская) иконография передает сюжет "не про нас"...
Писав пост про аналогии, мною конкретно имелись в виду даже не они, а как раз Фёдор Стратилат, Симоно-Хлудовская псалтирь, Самсон с Суздальских врат, некоторые изображения Св.Георгия, по которым конкретно можно проследить эволюционные изменения русского доспеха. На иконографии 15-17 веков вдруг резко появляется опашень - с чего бы это? Примеров множество. Разумеется,есть и ряд икон которые я тоже ставлю под сомнение - стилизация, канон?Но их как раз не так уж и много...
Вот не надо, пожалуйста, выдёргивать фразу из текста, сам текст не воспринявши.) О чём мы ведём? Неужели о реальности византийского влияния на западноевропейский костюм и доспех в 11-13 веках? А абзац как раз про это был..."Причём, тоже идут споры: преемственность в искусстве или реальное отображение?" Собственно, мы с Вами его и ведем.
У меня где то встречается в тексте "все"?? Может у меня в подписи,статусе или нике отражается фраза "бугуртнооптимальный элемент"?Ничего не понимаю...или в реконструкции все "реконструируют" верхушку древнерусского общества
А Вы обратите, пожалуйста, внимание, с какого времени в иконографии ПОЛНОСТЬЮ перестаёт отражаться эволюция русского костюма и доспеха.) Возможно, дата этого периода и разрешит этот вопрос.Обратите внимание на сохранность до наших дней древнего иконографического канона.
Даа...Однако. Вы что же, хотите сказать,что в "золотой век" правления Ярослава Мудрого и жены его Ирины(11 век,если вдруг что)) Русь является задворками??Подтвердите.Но ведь это соответствует действительности и никакого унижения я здесь не вижу.
Хотя в общем-то данный вопрос можно в этой теме закрыть.Ибо это и будет идти по пути абстрактного флуда, не относящегося к данной,начатой мною теме, на избитый сюжет инопланетного внедрения византийских нереалий в бедную русскую культуру...
#20
Опубликовано 07 Октябрь 2008 - 15:49
Попробую сначала…
Самое главное, на чем я настаивал – это более широкое привлечение знания о византийском искусстве и его сопоставление с византийскими же реалиями (лично я не специалист в данном вопросе и боюсь, что такового на форуме нет). Т.к. каноничность иконографии неоспорима (вопрос в ее жесткости и возможных изменяемых элементах на византийской почве), а привнесение в нее «чужеродных» элементов – вопрос вопросов… И мне метод, когда выхватывают что-либо из общего контекста не нравится, т.е. много раз повторенное: «почему на иконе о мучениках и природа и строения греческие, а "порты" русские?» Только потому, что так хочется или потому что где-то доспехи похожи? А как решать подобные вопросы без знания авторства? О чем я тоже вопросил…
Без решения вопроса о том когда на Руси стали «нарушать» канон и в чем – тоже дальше двигаться нельзя… С 15в. очевидно его нарушение, но и его консервация тоже, т.е. простые новгородцы выглядят «по-новгородски», а святые «по-старине». Я же не даром привел пример иконы о новомучениках, где святые (русские люди 20 века) изображены «по-старине», а красноармейцы «по-красноармейски», т.е. «по-20вековски». Так может «нарушения» нужно искать только при появлении изображений «простых людей»??? Если развить тему современности (когда Россия является центром православного мира и уже устанавливает некоторые свои каноны, т.е. традиции), то святые-батюшки изображаются в своих одеждах (правда, они являются аналогами византийских), но, например, Ф.Ушаков изображен в мундире. В связи с чем : «А Вы обратите, пожалуйста, внимание, с какого времени в иконографии ПОЛНОСТЬЮ перестаёт отражаться эволюция русского костюма и доспеха.) Возможно, дата этого периода и разрешит этот вопрос.» этот вопрос мне кажется, простите, абсурдным…
Вытекает вопрос: Почему святые Борис и Глеб не должны выглядеть, как другие святые (это же канон и авторы многих икон – византийцы), но обязательно «по-русски»???
Если вернуться к мною вышесказанному: «Более того, известно о распространенном в средние века обычае посольских подарков и одеждой в том числе. Вопрос о широте заимствования и бытования...» То не удивительно и не противоречиво выглядит подвязывание указанного платка…
Теперь об оружии и доспехе в том числе: главная ошибка заключается в том, что на аналогиях по оружию делается аналогия по одежде… Торговля оружием и его заимствование факт, который думаю доказывать не надо – так было и раньше так есть и сейчас… Разных военных с одинаковым Калашниковым одевают по разному… Но ведь при этом многие элементы вооружения, увиденные нашими специалистами на различных изображениях, не имеют аналогов ни в текстах, ни в археологии, однако на основании этих изображений давно были сделаны выводы ставшие хрестоматийными и практически не подвергаются сомнению.
Например, известнейший труд: А.Н.Кирпичников. Военное дело на Руси. Л., 1976. С.36 про фигурирование в миниатюрах Симоновско-Хлудовской псалтыри и рисунках хроники Георгия Амартола кольчужных чулок «Все эти конструкции, видимо, правдоподобны и, будем надеяться, подтвердятся археологически». Подтверждений до сих пор нет. И почему же таких чулок нет в миниатюрах лицевых сводов и житий???
С.31 изображение воинов на миниатюре Сильвестровского списка «Сказания о святых Борисе и Глебе» 14в. и таблица 7 миниатюры хроники Георгия Амартола (около 1300г.) – неужели на Ваш взгляд они похожи, хотя и там и там и доспехи и шлемы??? А есть и третий самостоятельный вариант – это таблица 13: из Симоновско-Хлудовской псалтыри. Они же все выглядят по-разному…
Однако, при желании и схематичности изображений можно увидеть аналогии и мечей и пр.
Лично меня волнует такой вопрос: «Когда древнерусское искусство стало более самостоятельным, т.е. «местным» и в чем?»
Я видел десятки «изо»… Многие ли видели сотни? А Арциховский просмотрел тысячи!!! Поэтому в своей работе «Древнерусские миниатюры, как исторический источник» он во-первых не рассматривал ни Псалтырь, ни Хронику и заявил, что у древнего художника было стремление отличить чужие реалии от наших, а не наполнить нашими (перечитайте почему)…
И еще раз о самом главном - АВТОРСТВО, почему-то априори здесь на форуме считается, что все эти иконы и фрески сделаны русичами и с русских реалий, как это считает Кирпичников без доказательств. Возвращаясь к одежде - у нас много сохранившейся обуви, которая отличается от изображенной, как правило тесно прилегающей к ноге (за счет шнуровок - так ходили в Греции и на схематических изо это не видно)...
Изменено: Wallenstein, 07 Октябрь 2008 - 15:53
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых