"Железные соколы великих долин"
Особый интерес у историков вызывает этногенез народа Саха, заселившего значительные территории северо-востока Сибири и распространившего свое экономическое влияние далеко за пределами мест своего проживания. Якутский язык с входящим в его состав долганским языком относится к уйгурской группе тюркских языков, тем не менее в языке есть наличие значительного пласта монгольских слов. Тунгусо-маньчжурские, самодийские и юкагирские слова также вошли в словарный запас языка.
Согласно историческим преданиям предками народа саха были три прародителя (собирательные образы) - Эллэй Боотур Эр соготох (Элляй-боотур муж одиночка), Омогой Баай и старец Улуу Хоро.
От Эллея произошли следующие ага ууhа (родо-племенные группы): хангыл-хангалас, мэнгэ, хатылы-боотур ууhа и др.
От Омогоя произошли роды которые историк Сэсэн Боло выделил в монгольскую ветвь: Баатылы (боотулу), Нам, Боро5он, Баайа5антай, Дупсэ, Чэриктэй и др.
От Улуу Хоро ведут свое древо роды Хоро. Уникальность данного рода заключается в том что они есть почти в каждом якутском улусе.
Есть много родо-племенных групп не относящиеся к трем главным предкам. В целом заселение территории Якутии тюрко-монголоязычными племенами можно разделить на четыре волны:
1. Ранняя тюрко-монгольская. Представлены родами: Батылы, Хатыгын, Угулээт (есть вариант Куулээт, звук к произносится мягко и слышно как Уулэт - можно связать с олетами ойратами), Нохой, Чорду, Бэти, Маймага, Байды, Дьуhал, Амыдай, Сортуол и др.
2. Вторая тюркская - возможно связана с переселением курыканов. Можно сказать что переселилась основная часть народа. Роды Хатылы, Боотур ууhа, Нам, Боро5он, Баайа5антай, Игидей, Дьаархан, Борду и др.
3. Поздняя монгольская - переселение хоринцев и туматов с другими более малочисленными родами.
4. Поздняя тюркская (кыпчакская) - последним переселился род Хангыл-Хангалас (ханглы) давший самоназвание Саха остальной части народа. Автором данной теории и обосновавший ее является д.и.н., профессор А.И. Гоголев. На территории Хангаласского улуса была найдена серия погребений кыпчакского типа с конем и другие археологические памятники. В конфедерация Хангалас входят следующие роды: Тойон ууhа, Маалтааны, Октом, Номогу, Хахсык, Малдьа5ар, Багарах, Хачыкаат, Эргис и др. В якутском языке слова кыпсык, кыпсах переводится как сдвоенный или объединенный.
Тип хозяйства якутов скотоводчество и коневодство отгонно-стойлового типа. В фольклоре сохранились названия хой (овца), тэбиэн (верблюд) и др. В терминологии якута скотовода сохранилось следующее разделение сезонов хозяйства Кыстык (зимовье), сайылык (летник, созвучно общетюркскому джайляу, джайлоо), отор (осеннее жилище).
Кузнечное дело якутов славится на всей территории Северо-Востока страны. Секреты и технологии кузнечного дела передаются от отца к сыну.
1. Чины и воинские звания.
1. Дархан - князь, военный вождь.
2. Боотур - профессиональный воин прошедший специальное обучение, дружинник.
3. Беге - профессиональный воин происходящий из воинского рода.
4. Бэргэн - лучник.
5. Харабыл - телохранитель, охранник, караульный.
6. Кэhик сэрии - резерв.
7. Хара - ополченец, вольный общинник.
8. Кулут - раб.
9. Чагаар - наемник, профессиональный воин, дружинник. Этимология слова неясна. В якутском эпосе встречается часто.
2. Оружие
1. Унгуу - пика
2. Анньыы - копье
3. Батыйа - пальма
4. Батас - длинная пальма
5. Хотокоон - короткая пальма
6. Кылыс - палаш без гарды. Больше напоминает шашку.
7. Болот - тяжелый палаш
8. Быhах - нож
9. Сугэ - топор.
10. Ох саа - лук. Кибить (сгибаемая часть лука) — чаачар, рукоятка — тутаах, концы лука — муос, тетива — кирис, стрела — оноҕос, оперение стрелы — куорсун. Для переноски стрел использовался колчан — кэhэх, саадах, колчан для лука (налучник) назывался куонньалык. Куонньалык состоял из двух половин — верхней и нижней. Обе половинки полностью покрывали лук и таким образом использовались при хранении, переноске или при непогоде.
Рис. Батыя и копье
Рис.5. Сверху вниз: пальма с короткой рукоятью (батыйа); пальма с длинной рукоятью (батас); сабля (кылыс)
3. Доспехи
1. Дуула5а бэргэhэ - шлем. Сохранились фотографии двух якутских сфероконических сегментных шлемов.
2. Тимир куйах - панцирь типа кираса-юбка ламеллярного типа.
3. Тирии куйах - кожаный панцирь. Согласно фольклорным источникам был в виде кирасы либо ламеллярного типа. Существование в обиходе кожанного ламинарного панциря не изучено.
3.1. Тирэх куйах (букв. «куйах из ольхи»). Здесь напрашиваются этнографические параллели с существовавшими у многих народов доспехами, сделанными из гибких прутьев. С другой стороны, вполне можно допустить, что в этом случае имеется в виду своеобразная форма ольховых листьев.
4. Иэччэх иилэ5эс куйах - кольчуга.
5. Хатырык куйах - чешуйчатый панцирь собранный из пластин чешуйчатой формы.
5.1. Дьапталха куйах - чешуйчатый панцирь собранный из квадратных пластин. Пример якутского дьапталха можно увидеть на памятнике Ерофею Хабарову в г. Хабаровске.
6. Куйах - кожаный панцирь с нашитыми железными пластинами. Интересный момент заслуживающий внимания в том что в фольклоре встречаются сведения о наличии кожанных кафтанов с нашитыми изнутри железными пластинами (возможно по аналогии с монгольским "хатангу дегель").
7. Таналай куйах - панцирь типа кираса-юбка ламинарного типа. Таналай с якутского переводится как нёбо животных.
8. Туйахтаах куйах - панцирь из пластин изготовленных из копыт животных. Костяной панцирь.
9. Кюн - По-якутски так называется солнце. В интересующем нас значении – эта деталь доспехов, круглая блестящая железная или серебряная пластина, защищающая грудь.
9.1. Кюнэсэ. Щиток на голенях, пришиваемый на обувь. Имелась и наспинная защитная пластинка, называемая так же.
10.Сарын куйага. Наплечники, предназначенные для защиты плечевой части тела.
10.1. Хары куйа5а - защита рук. В якутском эпосе встречаются сведения о наличии в воинском обиходе деревянных наручей и поножей. В Сибири встречается аналоги у енисейских кыргыз периода великодержавия.
11. Сото куйа5а - защита ног
12. Хахха - щит. Согласно фольклорным источникам были щиты кожанные, плетенные, досчатые из дерева. Вопрос по цельнокованным металлическим щитам еще ждет своего исследователя.
13. Бэлэпчи - Набедренники из двух лоскутков кожи. Привязывались к поясу поверх всей одежды. Такой съемный раздвоенный набедренник удобен для конного воина. Возможно так называли защитную юбку к кирасе.
14. Чарапчы - интересная деталь бытового обихода. Это железные очки из металла. В якутском фолькоре есть упоминания использования защиты лица в дополнение к шлему.
Рис. прямоугольная пластина от боевого доспеха без паспортных данных. Предположительно, она принадлежит материалам археологических раскопок Е.Д.Стрелова (1920 г.) или И.Д.Новгородова (1930-1940 гг.) (рис.1.1.)
в фондах МАЭ ЯГУ имеется пластинка костяного панциря, обнаруженная в поселении позднего средневековья А.И. Гоголевым (рис. 1.2.).
Рис. 3. Фото сер. 1920-х гг. В местности Ылыпта Хоринского наслега Усть-Алданского улуса в 25 км северо-восточнее с.Борогонцы обнаружено два полных комплекта защитных доспехов. От находки сохранились лишь фотографии двух шлемов
Рис. 2. Хары куйа5а - наручи. Видимо нашивные либо бригандного типа.
Рис. Очки из металла - "чарапчы"
Пост. будет дополняться
Изменено: itimir, 20 Апрель 2012 - 18:12