Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

К вопросу о распашной одежде на Руси XIIIв

русь 13в свита одежда источники

  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
8 ответов в теме

#1 druzhinnik

druzhinnik
  • Старожил
  • 1 803 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Самара, ВИК "Легенда"

Опубликовано 23 Март 2015 - 11:47

 В сообществе реконструкторов принято считать, что верхняя мужская одежда славян XIII века (для краткости будем придерживаться термина «свита») имела полураспашной крой, то есть с разрезом примерно до талии. Полностью распашная одежда (в терминологии реконструкторов «кафтан») для XIII века считается нехарактерной и, как результат, мало кем моделируется. Это утверждение, как и вообще любое абсолютизированное, также всегда вызывало и сомнения, поскольку опирается в основном на изобразительные источники, а единственный сохранившийся экземпляр (т.н. витебская свита) очень и очень неоднозначен, так как он поврежден настолько, что не представляется возможным уверенно определить его истинное назначение как предмета одежды. В этой заметке мне хотелось бы обосновать возможность моделирования полностью распашной одежды для XIII века.

 

Сначала рассмотрим источники на XIIIв и ранее. Их довольно много, но мы возьмем самые характерные:

 

79dc1559cdf9.jpg

11в

DavMEsPtl20.jpg

конец 13в

OiYXIwWp250.jpg

13в

VCWBEdUC43M.jpg

13в

 

На всех мы видим однозначный разрез до пояса и ниже крой как будто бы монолитный. Однако, наивно было бы считать, что древний художник ставил своей целью изобразить персонажа своей фрески или миниатюры так подробно, чтобы потомки сумели достоверно восстановить его образ. Он лишь стремился передать сюжет и композицию, в чем, по сути, ничем не отличается от современного фотожурналиста, например. Хотя, тенденция к передаче деталей в изображениях растет от века в веку, так что в XVI-XVIIвв мы видим почти что фотографическую точность. Вероятно, это связано с возникновением светской живописи, которая выходит из подчинения церковным канонам, берущим свое начало в византийском искусстве.

Распашная одежда хорошо видна на изображениях XVI века.

 

А теперь давайте взглянем, как изображена распашная одежда на поздних изображениях.

 

Русские крестьянки. Гравюра из книги А.Олеария Описание путешествия в Московию. 17 в..jpg

17в

Хуан Карреньо де Миранда (1614 1685 гг.). Портрет боярина Петра Ивановича Потемкина. Собрание музея Прадо.jpg

17в

 

 

Мы видим, что, во-первых, складки на подоле не дают возможности четко прочитать разрез, делая видимость монолитого подола, а во-вторых, запАх еще больше уводит его в сторону, делая читаемость разреза и вовсе невозможной. Очевидно, что и на этой фреске 11 века ситуация та же, но художник запАх все же изобразил.

То же самое мы видим и на современных фотографиях. ЗапАх не читается вообще.

 

Bz6AKpaI1z4.jpg  mAEfuuiPOms.jpg S7h8IJSSqrs.jpg

(фото Марии Хоревой с фестиваля "Казацкая застава" 2014г)

 

Полураспашная одежда существует и поныне у жителей Крайнего Севера, так как является очень практичной и комфортной для таких условий. Монолитный подол создает воздушный «колокол», улучшая терморегуляцию и способствуя циркуляции воздуха. Разрез до пояса позволяет быстро снимать и надевать такую одежду, являющуюся по сути своей кожухом, который можно оставить в сенях, прежде чем войти в жилище.

 (поиск иллюстрации - в процессе...)

 

 Также известно, что традиции одежды средневековья XIII века имели довольно обширный географический характер, а где-то даже и пересекались (пример: Испания, где моды востока и запада причудливым образом переплелись). Таким образом, народы Европы и Азии тех времен имели немало общего в одежде и некоторые информационные лакуны очень часто можно заполнить гипотетическими заимствованиями, что вполне, на мой взгляд, оправдано. А  предметы традиционные одежды всеобщего обихода, которые бы имели строгое территориальное хождение и никак не были связаные с культурой соседних народов, найти, пожалуй, невозможно и вовсе.

 Таким образом, во-первых, странно было бы считать, что вся территория Руси XIII века была покрыта снегом и льдом и имела постоянно холодные погодные условия. Также наивно было бы предполагать, что на территории Руси существовал какой-то особенный вид верхней одежды, который имел абсолютное хождение там, но ни при каких условиях не пересекал ее границ.

В связи с вышенаписанным, я считаю, что полураспашная одежда безусловно существовала всегда. Однако была она узкоспециализированной, а ее поголовное распространение в среде реконструкторов и утверждение об исключительной типичности ее для XIIIв вызвано излишне буквальной трактовкой изображений.

 



#2 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 24 Март 2015 - 03:05

В далеком уже 2000-м году в белорусском Гiстарычна-Археалагiчном зборнике №15 Ласковый Г.В. и Дучиц Л.В. опубликовали статью "Новые данные о костюме раннесредневекового населения Беларуси". Где, помимо прочего, привели описания и рисунки-реконструкции некоторых предметов мужской верхней одежды по материалам погребений XII-XIII веков. Описывая один из которых они явно указывают на наличие разреза и запаха, а второй вообще без затей называют "свободно запахивающийся суконный кафтан с войлочной подкладкой". 

 

Да и современная атрибуция известного "платья из Изяславля" (см. соотв. статью Орфинской О. В. и Михайлова К. А.) определяет его как мужской кафтан с вертикальным разрезом от ворота до подола принадлежавший одному из жителей поселения. 

 

Так что по поводу археологических источников полностью распашной одежды я бы не был так уж категоричен. Безусловно понимая и признавая наличие четких параллелей между кафтаном из Изяславля и мужскими кафтанами половецкой военной аристократии (впрочем, также как и наличие тесных связей между древнерусской и половецкой военной аристократией).

 

На этом фоне меня несколько удивляет расстановка акцентов в предложенной доказательной базе.

 

Как и подбор изобразительных источников в качестве характерных иллюстраций.

 

Фрагмент с убийством в лодке - это фрагмент иконы "Борис и Глеб с житием" датируемой XIV-м веком. И в разговор о наличии или отсутствии разреза ниже пояса явным образом вмешивается борт лодки.

 

Фрагмент со слугой закалывающим тельца - является фрагментом иконы "Троица ветхозаветная" написанной поверх перевернутой иконы XIII-го века, но сама эта написанная поверх икона все-таки датируется началом XIV-го века. 

 

Следующий фрагмент - это фрагмент иконы "Успение Пресвятой Богородицы" из музея икон в Реклингхаузене, Германия. Эта икона датируется концом XIII-го - началом XIV-го века. 

 

Последнее изображение - избиение болгарами византийцев (христиан) - как мне кажется, скорее не фреска, а миниатюра и происходит из Минология Василия II, который датируется концом 10-го века (979-989 годами).

 

Также, я не вполне понимаю, как в предложенную в заключительной части схему рассуждений и выводы встраивается существование рубах, носимых и в качестве верхней одежды. Которые по сути - частный случай не полностью распашной одежды. 


  • druzhinnik это нравится
С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
http://vk.com/ruszem

#3 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 24 Март 2015 - 16:28

И, небольшое дополнение.

 

Полураспашная одежда существует и поныне у жителей Крайнего Севера, так как является очень практичной и комфортной для таких условий. Монолитный подол создает воздушный «колокол», улучшая терморегуляцию и способствуя циркуляции воздуха. Разрез до пояса позволяет быстро снимать и надевать такую одежду, являющуюся по сути своей кожухом, который можно оставить в сенях, прежде чем войти в жилище.

 

В новгородской берестяной грамоте № 648 используются оба термина: и свита, и кожух.

 

В Ипатьевской летописи (ПСРЛ, т. II, стб. 814) упомянут кожух Даниила Романовича сшитый из греческого оловира (шелковая, тканая золотом материя). Подробнее см. например Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Внешняя торговля Древней Руси (до середины XIII в.)

 

А в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ, т. I, стр. 195) упомянута "свита вотоляна", то есть свита из грубой шерстяной материи. Подробнее см. например Степанова Ю.В. Древнерусский костюм по письменным и археологическим источникам X-XV вв.

 

Это не в смысле указания на единственно верные трактовки этих терминов, а в качестве информации к размышлению.


С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
http://vk.com/ruszem

#4 druzhinnik

druzhinnik
  • Старожил
  • 1 803 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Самара, ВИК "Легенда"

Опубликовано 25 Март 2015 - 18:08

 Коля, спасибо за комментарии. Оспаривать их не буду, в целом, потому что ты прав.

Однако, я хочу указать, что целью моей заметки было не опровержение концепции полураспашной одежды как таковой, а,скорее, призыв пересмотреть господствующую точку зрения о том, что вот такая одежда и есть правильная, а полностью распашная это лишь допущение. Призыв понять, что русские изо-источники (как и любые) это совсем не догма, которой надо слепо следовать. Наверное, я для определенной части аудитории стучу в открытую дверь, но судя по тому, что мне говорят в личной беседе, мои слова очень актуальны. 

  Кроме того, мне интересно подискутировать. Я пока что вижу только репосты и лайки своей этой записи, а в разговор вступают единицы. Другим лень, что-ли? :-)) Я потому и намеренно оставил в тексте спорные моменты.

 

 

 

В новгородской берестяной грамоте № 648 используются оба термина: и свита, и кожух.

" Кожух" в данном контексте имеет значение "чехол". Или как-то так :)



#5 Anton van Aten

Anton van Aten
  • Горожанин
  • 9 Сообщений:

Опубликовано 12 Январь 2016 - 22:02

 

 

В новгородской берестяной грамоте № 648 используются оба термина: и свита, и кожух.

" Кожух" в данном контексте имеет значение "чехол". Или как-то так :)

 

Вы вот жалуетесь что леньтяи писать не хотят. Я вот возьму и вопреки своих пять копеек вставлю. Хотя Русь и не мой профиль.  Кожух-это вовсе не чехол. В украинском и подозреваю во многих других славянских языках оно обозначает овечью, козлиную шубу, пошитую мздрой наружу.  Вот вам этнографический пример из Карпат http://about-ukraine...воли/кужух.jpg 

Вот еще   https://sites.google...va/Home/k/kozuh

http://900igr.net/da...aja-odezhda.jpg


Изменено: Anton van Aten, 12 Январь 2016 - 22:08


#6 vasilich

vasilich
  • Горожанин
  • 815 Сообщений:
  • Gender:Male

Опубликовано 13 Январь 2016 - 17:40

"" Кожух" в данном контексте имеет значение "чехол". Или как-то так"

 

А вот и "неправда ваша", уважаемый druzhinnik! Вовсе и не чехол. Кроме Васькиного кожуха в берестяной грамоте есть ещё  берестяная грамота с Гришкиным кожухом.

"КОЖУХЪ, м. 1. Верхняя одежда из шкур животных; верхняя меховая одежда, шуба. "От кожь устроеныя ризы же и мантие, яже кожюхы весть нарицяти обычаи" (Устав Студ.) Оп. III (1), 264. ХII-XIII вв. "А Гришки кожюхе, свита, сороцица, шяпка. А Костина свита, сороцица." Берест. гр. IV, 17. XIII в. "На него государя подано платья... кожухъ, камка бурская... на соболяхъ, нашивка жемчюжная." Выходы цар., 178. 1648 г." Академия Наук СССР. Словарь русского языка ХI-XVII вв. Выпуск 7 (К - Крагуярь). Издательство "Наука", Москва, 1980. Стр. 221-222

 

Р.S. Второе и третье значение - не сегодня. Фиг я ему писать буду, эксплуататору. Мария.


Изменено: vasilich, 13 Январь 2016 - 17:45

  • elena balashova это нравится
"Ох, и достали меня эти военные историки!!!" Моя дочь

#7 vasilich

vasilich
  • Горожанин
  • 815 Сообщений:
  • Gender:Male

Опубликовано 14 Январь 2016 - 17:36

Уважаемые коллеги! Продолжим про значения слова "кожух".

"2. Корпус, оклад, футляр. "Часы боевые зепьные, кожухъ медной прорезной золоченъ". АИ IV, 399. 1672 г. "Фонарь слюдяной четыреугольной и съ кожухомъ жестянымъ". Заб. Мат. I, 1181. 1691 г.

3. Вторая стена, защищающая основную стену города (части города или монастыря). "(1387): Того же лета у града Тфери около валу рибиша кожухъ и землею насыпаша". Ник. лет. ХI, 93. "А переднихъ у Никольскихъ воротъ за городъ кожюхъ, стена камена, длина его 20 саженъ, а поперегъ 2 сажени, а изъ кожюха ворота чересъ Великую реку на посадъ". Псков. а., 457. 1585 г."

Академия Наук СССР. Словарь русского языка ХI-XVII вв. Выпуск 7 (К - Крагуярь). Издательство "Наука", Москва, 1980. Стр. 222.


"Ох, и достали меня эти военные историки!!!" Моя дочь

#8 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 15 Январь 2016 - 16:08

Дополню. В книге А.А. Зализняка Древненовгородский диалект (1995) указывается 6 берестяных грамот в которых уважаемому автору удалось "прочитать" слово кожух (полностью, или частично). Это грамоты: 141, 648, 586, 381, 438, 429. В книге приводится их текст и расшифровка. Во всех случаях вполне логичным и непротиворечивым выглядит предложенный автором перевод слова кожух, как шуба (предмет верхней одежды).

 

Если книги под рукой нет, то с текстом и переводом части упомянутых выше грамот можно ознакомится на сайте http://gramoty.ru

 

P.S. Некоторые переводы грамот на сайте и в книге отличаются. В частности, предложенный на сайте перевод 429 грамоты (опись приданого). На сайте интересующий нас фрагмент грамоты со словом кожух переведен как "две шубы с чехлами" (да-да, получается, что с точки зрения автора перевода кожух и чехол это были два разных слова). В книге же Древненовгородский диалект, идущее вслед за словом кожух слово оставлено без точного перевода (шуб две ...).


  • tetragramaton84 это нравится
С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
http://vk.com/ruszem

#9 vasilich

vasilich
  • Горожанин
  • 815 Сообщений:
  • Gender:Male

Опубликовано 15 Январь 2016 - 18:39

Уважаемые коллеги! Продолжим.

"4. Ограждение, наружная обшивка плавильной печи. "А по се число пушечной станокъ и кожухЪ и печи къ литью становятся въ готовности". ДАИ ХII, 18. 1668 г.

5. Свод над мельничным водяным колесом. "Позади вертленог<о> онбара кожух а в томъ кожухе колесо водяное на валу". Арх. Гамеля, №234. Кн. пер., 9. 1663 г."

Академия Наук СССР. Словарь русского языка ХI-XVII вв. Выпуск 7 (К - Крагуярь). Издательство "Наука", Москва, 1980. Стр. 222.

 

P.S. Уважаемые коллеги! Нигде не могу найти текст Студийского устава. А штука уж больно интересная. Нет ли у кого возможности найти научное издание?


"Ох, и достали меня эти военные историки!!!" Моя дочь





Также с меткой «русь 13в, свита, одежда, источники»

0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых