Нательные, священнические кресты - для раннего средневековья нет такой ясности как сейчас. Католическое священство например традицию ношения наперсного креста позаимстовало у греческой церкви только в 19 веке. Такая вещь как нательный крест у католиков вообще отстутсвует. 10 век - это пока период до великой схизмы - то есть единой христианской церкви, не разделенной на католиков и православных. Однако, у разных народов были свои традиции в отношении ношения религиозных символов. В ранесредневековых например скандинавских погребениях и кладах встречаются кресты - как с распятиями, так и без. Часто они встречаются в составе женских комплексов, причем украшают костюм и привешиваются к фибулам илил цепям, то есть носятся снаружи. По Бирке - простенькие крестики встречаются среди христианизированной части, по видимому из католической миссии, захоронены они все были без инвентаря и в одной части могильника (по сути по христианскому обряду). Богатый серебряный знаменитый крест с распятием из псевдозерни найден в богатом женском погребении. Также, серебряные крестики с распятием втречаются в Дании, Финляндии, Норвегии, также и России. Распятие там изображено очень грубо, Христос в одежде. По видимому, традиция общая для скандинавсих стран, и появление таковых изображений в России связано именно со скандинавским влиянием. Отдельно стоит крест=энколпион из Гнездово. Энколпион или складень - это более греческая традиция. Также, из Греции на русь пришли изображения "процветших крестов". распространенных в домонгольское время. Часто вместо современного нательного креста раннесредневековые христиане носили ладанку или образок - то есть, не крест, а маленькую литую иконку. Также, в домонгольский период были распространены медальоны-змеевики. Однако, на счет 10 века - я не уверена что они еще были распространены
Я считаю, что богатые литые кресты с распятием - это для Руси или скандинавии - скорее женский предмет. Хотя, многие мои знакомые -реконструкторы носят таковые для того, чтобы подчеркнуть - что они не язычники. А может для того, чтобы носить нательный крест (современные украшения на фестах чатсо запрещены. Например, мои занкомые священники соглашаются освятить наши литые кресты-реплики. Тут мы скорее имеем дело с традицией уже реконструкции, а не с историческим явлением.