<font color='#000000'>Прошу прощения за задержку.
Итак, корзно. Самое раннее изображение – в «Изборнике Святослава».
В основном, я основываюсь на изображениях XIII – первой половины XIV, после чего традиция изображения корзна почти сходит на нет, заменяясь изображением приволоки.
Итак, мы имеем две теории кроя: крой, предложенный, кажется, Горбачевой (поправьте меня, если я не права), воспроизведенный Петром Васиным в журнале "Империя истории" N2. Этот крой характеризует клин и «щель», между клином и основным полотнищем. Такой тип кроя для Средневековья является нехарактерным. В первую очередь, потому, что присутствующая в этом варианте кроя кривая линия совершенно не присутствует ни в каких других типах одежды – все варианты рубах, платно, и т.д. прекрасно восстановимы с помощью прямоугольных и треугольных деталей, позволяющих экономно использовать ткань. Во-вторых, хотя иконы нам обычно показывают людей с приподнятыми руками, все-таки мы не будем считать, что мужчины в Древней Руси (ну, хорошо, только князья) всегда ходили с поднятыми руками. А если руку опустить, то остается щель, в которую, простите, будет просто задувать ветер. А я предполагаю, что корзно, хотя и вещь несомненно отражающая высокий статус, тем не менее должна была быть так же вещью теплой и удобной. Кстати картинка , одно из клейм к иконе «Чудо Георгия о змее с житием» прямо противоречит этой версии кроя – рука опущена и никакой щели нет.
Посмотрите на четыре клейма к этой иконе. Изображение с поднятой левой рукой (
) дает такое же изображение как у Свв. Бориса и Глеба. Там, же где рука скрыта плащом – возможны варианты линии подола – более приподнятая, там где, видимо, рука сильно приподнимает плащ
), и более ровная, там где не сильно (
Второй вариант кроя – полукруг, аналогичный плащу-мантелю, распространенному в Западной Европе. Мое возражение – при таком типе кроя образуются драпировки благодаря запасу ткани. Мы же никаких драпировок в изображениях корзна не наблюдаем, напротив, посмотрите внимательно – правая строна корзна (право-лево с точки зрения носителя одежды, а не зрителя) всегда висит прямо, не образуя складок. Можно возразить, что отсутствие складок – это условность изображения. Но условность иконописи тут не при чем. Плащи, подобные мантелю, получают распространение на Руси в XIV веке и носят название приволоки. На иконе «Чудо Георгия о змее с житием» (
http://www.wco.ru/ic...ov/P1-015z3.htm ) можно увидеть оба типа плащей – корзно в клеймах и приволока – в центре, при этом хорошо прослеживаются многочисленные складки приволоки. Приволока вытесняет корзно на изображениях Св. князей, Св. воинов и Архангелов. Вот, например, изображение Свв. Бориса и Глеба в приволоках (
http://www.wco.ru/ic...ov/P1-014z3.htm). Обратите внимание на обилие складок по подолу. Впрочем, приволока является предметом самостоятельного исследования (ее –то я и реконструирую в рамках комплекса мужского костюма конца XIV – начала XVвв.).
Итак, оба рассмотренных варианта кроя представляются мне ошибочными. Предлагаемый мной вариант – простой прямоугольник. Вся хитрость состоит в методе застегивания. Обратите внимание на то, что на всех изображениях в районе правый угол спускается к застежке острым уголом, в то время как левая сторона более пологая. Я считаю, что это потому, что угол справа пристегивается не к углу, а просто к стороне слева (см. картинки) Обратите внимание, на двух изображениях Св. Бориса (XIII и XIVвв.) можно увидеть «язычок» (цвета подкладки в случае иконы XIIIв.
) и цвета отделки в случае иконы XIVв. (
)).
Кроме того на иконе XIV в. можно увидеть ломаную линию ворота у Св. Бориса и складки в районе ворота у Св. Глеба. Это подтверждает отсутствие специального круглого выреза для ворота у корзно, характерного для мантеля и приволоки.
Все эти особенности достигаются при моем варианте кроя (точнее его отсутствия).
Поскольку я не занимаюсь собственно реконструкцией корзна, я продемонстрирую свои идеи с помощью домашнего пледа. В ходе эксперимента не только удалось воссоздать идентичный общий вид, но и понять, почему Св. Гергий в клеймах иконы постоянно придерживает плащ левой рукой. Если этого не делать, длинный хвост будет волочиться по земле.
Поскольку у моего пледа нет контрастной подкладки, на фотографии черным маркером отмечены контуры.
Вид с поднятой рукой:
Вид с левой рукой, покрытой полой, как на клеймах "Святого Георгия":
Крупно область застежки:http://photofile.ru/users/auth/1200923/24422785/
Развернутый вид:http://photofile.ru/users/auth/1200923/24422787/
В иконописной традиции нечто, похожее на корзно, продолжало изображаться и позднее, но, видимо, поскольку в реальности корзно уже не носили, иконописцы стали представлять его как полукруглый плащ, просто надетый так, чтобы открыть правую руку. Пример такого изображения – икона XV века «Святой Георгий» (
http://photofile.ru/...00923/24422783/). Обратите внимание, на обилие складок по подолу.
Все представленные выше идеи являются моей интеллектуальной собственностью и подлежат использованию только со ссылкой на меня. Все это будет продублировано в статье на моем сайте (когда он раскочегарится).
С уважением, Ауд.</font>