Особенности отделки плащей №1 (нашивки)
#1
Опубликовано 17 Май 2006 - 12:13
Довольно давно я обратила такую особенность изображения плащей на некоторых святых (причем разного времени)
На Дмитрии Солунском плащ с двух сторон имеет нашитые паралеллограммы другого, чем основное полотнище цвета.
Вот тверская икона, первая половина XV века.
#3
Опубликовано 17 Май 2006 - 12:32
Оттуда же ?Великомученик Георгий
Есть вот такая просто уникальная икона второй четверти XIII века, сейчас в Успенском соборе Московского кремля
Явление Архангела Михаила Иисусу Навину
Плащи с подобным нашивным украшением не бывают узкими, корзноподобными, они всегда широкие, видимо полукруглые.
Есть ли тут специалисты по Византии, которые объяснили бы мне, что эти нашивки значат, входят ли они в иконописный канон или нет?
Есть у меня еще подборка изображений плащей с интересной особенностью, которую хотелось бы обсудить,возможно тоже источник -- Византия, но эти типы плащей не пересекаются, поэтому думаю, открыть новую тему, чтоб не путались или тут запустить? Что скажете
#6
Опубликовано 17 Май 2006 - 14:09
#7
Опубликовано 17 Май 2006 - 17:27
На росписи этих храмов остала свой след византийская традиция (в какой мере сказать не возьмусь).
На приведённых вами изображениях относящихся к 14-15 вв. мы видим упрощение данного украшения. Это просто контрастная ткань, а на фресках 12века изображена вышивка, тесьма. Так что я думаю в 14-15вв. так плащи не украшали.
Скорее всего, это обращение к византийским образцам.
#8
Опубликовано 17 Май 2006 - 17:30
#9
Опубликовано 17 Май 2006 - 17:56
Но на ваши вопросы:"Интересно, а эти выкройки были по сохранившимся каким-нибудь реликвиям? Или реконструкция по изображениям? Я тоже думаю, что это, в отличие от застежки плащей в соседней теме, исключительно иконописная особенность. Мне интересно, что она все-таки означает." - она, к сожалению, не отвечает.
#10
Опубликовано 17 Май 2006 - 18:17
Палудаментум / Paludamentum
Плащ древнеримского полководца, в котором он появлялся в Риме на Капитолии после победоносного завершения войны. Палудаментум делали из тяжелых тканей пурпурового цвета и уже в конце I века стали украшать тканой цветной каймой. Как всякий военный плащ, палудаментум оставлял открытой правую руку. На правом плече его скрепляли драгоценной золотой фибулой. В эпоху Римской империи палудаментум вошел в состав императорских инсигний (знаки царской власти). I век до н.э. - IV век н.э.
Источник информации: М.Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов. Том I.М.1993, стр.532
Таблион / Tablion
Прямоугольный кусок ткани пурпурового цвета, украшенный узорной каймой с цветными камнями. Его помещали на правой стороне византийского плаща, который застегивали на правом плече фибулой. Таблион был знаком высокого общественного положения византийца. Особенно богато украшался таблион на палудаментуме императора. IV - X века.
Источник информации: М.Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов. Том I.М.1993, стр.536
ПАЛУДАМЕНТУМ - пурпурный плащ римских полководцев, по покрою похож на лацерну (Лацерна - римская накидка (аналогичная греческой хламиде) с калюшоном, надевалась во время дождя поверх тоги).
http://butik.com.ua/...05_visantia.htm
ТАБЛИОН - в Византии тип передника для торжественных случаев, пришиваемый к плащу сзади и спереди, высшая эмблема на церемониальной одежде (Помощник кроссвордиста)
Тавлион (таблион) – узорчатая, зачастую расшитая золотом широкая ромбовидная нашивка на плаще, указывающая на высокий пост его носителя. Золотой тавлион на пурпурной хламиде носил император, плащи высших вельможей украшались пурпурными тавлионами.
#11
Опубликовано 17 Май 2006 - 18:25
Полагаю, что во многом они ссылаются на те самые равеннские мозаики.
#12
Опубликовано 17 Май 2006 - 20:53
Заимствовал я картинки вот отсюда - http://www.gryph.com...tine/cloaks.htm
А еще коптский текстиль имеется здесь - http://www.marlamallett.com/coptic.htm
Соответственно, на русских изображениях все это восходит к византийской традиции. Однако, я не стал бы отметать подобный вариант украшения плаща в материальном воплощении. Устойчивость традиции изображения наводит на определенные размышления ...
#13
Опубликовано 18 Май 2006 - 00:57
Соответственно, на русских изображениях все это восходит к византийской традиции. Однако, я не стал бы отметать подобный вариант украшения плаща в материальном воплощении
Для 14-15 века, я думаю, это возвращение к византийской традиции изображения. А вот на 12 век вполне возможна такая отделка плаща князя. В Спасо-Мирожском соборе как раз изображены два "неизвестных мученика" в корзно с такими таблионами. Скорее всего, это изображение Бориса и Глеба.
#14
Опубликовано 17 Ноябрь 2006 - 06:06
http://www.wga.hu/frames-...._f.html
Изображен Соломон, автор Duccio di Buoninsegna
#15
Опубликовано 17 Ноябрь 2006 - 10:50
Случаем не знаете, кто изображён на фреске?Вот еще Византия, XIV в.
#16
Опубликовано 17 Ноябрь 2006 - 13:28
Rusia, спасибо, очень интересно, на наших иконах в таких плащах как раз цари Давид и Соломон.
#17
Опубликовано 17 Ноябрь 2006 - 14:11
Насчет того, точно ли одежды райские - не знаю, видимо, автор статьи, в которой эта картинка приведена, отчего-то так считает.
#18
Опубликовано 17 Ноябрь 2006 - 20:06
спасибо большое. Точно мозаика! а я что-то засомневался)))Там написано "Воин-мученик в райских одеждах. Мозаика в церкви Кахрие-Джами, XIV в."
#19
Опубликовано 21 Ноябрь 2006 - 20:25
http://www.getty.edu...inai/index.html
Выберите рубрику Holy Space слева.
Затем выберите вверху икону Calendar Icon.
Это икона, написанная, предположительно, на Синае, ок. 1200 г. Увеличивается очень хорошо до мельчайших деталей.
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых