Реконструкция древнерусской свиты
#1
Опубликовано 31 Октябрь 2006 - 17:30
Введение.
Цель настоящего отчёта обратить внимание общественности, воссоздающей материальную культуру Древней Руси периода развитого средневековья, на совершенно невостребованную конструкцию древнерусского платья. Проведено исследование. Полученные сведения послужили достаточной основой для успешной реконструкции «нового» платья. Конечный результат прост. Вы не увидите нечто необыкновенное, отсутствует отделка. Я намеренно стремился воплотить те моменты, которые несправедливо остаются без внимания. При этом сохраняя свободу выбора вариаций отделки и даже кроя для новых авторов. Надеюсь, что мои наработки окажутся полезными и в скором будущем способствуют качественному росту уровня коллег.
Конструкция платья.
Свита – древнерусское верхнее платье, носимое мужчинами и женщинами в период развитого средневековья [1].
В основу конструкции легла археологическая находка в Изяславле женского платья XIII века. «Оно было сшито из нескольких видов тончайшей шерстяной ткани полотняного переплетения и скроено из верха и отрезной юбки. Верх платья – на подкладке. Ворот обшит каймой из более плотной ткани. Кайма сложена вдвое и прошита горизонтальными стежками. Разрез, расположенный слева ворота, переходит в шов на плече. По талии к верху лифа нашита юбка. Она собрана в мельчайшую сборку, для чего прошита сверху четырьмя параллельными швами. На шов, соединяющий лиф с юбкой, нашита золототканая лента, окантованная с двух сторон шелковой ниткой, скрученной в виде верёвочки. По подолу была нашита кайма. Судя по швам, рукав был пришит ниже плеча, где нашита полоса ткани шириной 5 см. эта деталь пришита поперёк рукава мельчайшим швом «вперёд иголкой», а затем обратным ходом, пространство между стежками заполнено так точно, что создаётся впечатление машинного шва. О длине платья судить трудно. Лишь научная реставрация может дать полное представление не только о технологии изделия, но и о его форме и размере. Если пропорция собранного платья в основном правильная, то длина его доходит до колен» [2]. Данная конструкция, по всей видимости, восходит к византийско-болгарской моде дошедшей до Руси приблизительно в середине-второй половине X века. Изучая пути проникновения на Русь «кафтанов», об этом пишет Михайлов К.А. в своём исследовании «Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология)» [3]. В этом свете можно говорить о начале стойкой традиции, установившейся на Руси на протяжении всего средневековья. Дело в том, что древнерусские изображения XI-XIV вв. дают массу примеров свидетельствующих в пользу популярности платья аналогичной конструкции. Прежде чем назвать ряд изображений, хочу означить основные признаки сходства, по которым проводилось сравнение: а) приталенный верх; б) низ формы «колокола» уложенный в складки. Примечательна характерная особенность на изображениях мужчин - это глубокий вертикальный разрез на груди, застёгивающийся на пуговицы. Порой разрез украшен вертикальными петлицами («разговорами»). Иногда и вовсе отсутствует. Перейдём к иллюстративному ряду: 1) иконка с изображением Глеба, 1067-1068 гг. [4]; 2) Изборник Святослава, последняя четверть XI века [5]; 3) изображение плясуньи, XII век [6]; 4) человек, седлающий барса. Фрагмент архитектурного декора Дмитриевского собора во Владимире, конец XII - начала XIII века [7]; 5) сцена охоты. Фрагмент архитектурного декора в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском, конец XII - начала XIII века [8]; 6) икона «Рождество богоматери», XIV век [9]; 7) инициалы «К» и «Х» из новгородской псалтири, XIV век [10].
Реконструкция платья.
Платье сшито из шерстяной материи полотняного переплетения. Стан – прямой, состоит из двух полотнищ, соединённых сверху и с боков. К нему пришиваются рукава, постепенно суживающиеся к запястью. Под каждым рукавом – прямоугольная ластовица [11]. Отрезная юбка состоит из одного куска материи, концы которого соединяются спереди, образуя вертикальную линию от пояса. То же, вероятно, наблюдаем на изображении плясуньи на створке браслета, сценах жития иконы «Георгий в житие», XIV век [12]. С верхом юбка соединена в сборку по линии талии. Горловина – полукруглая («голошейка»), с небольшим вертикальным разрезом на груди, застёгивается на бронзовую грушевидную пуговку. Стан (верх) на льняной подкладке [13]; подол и края рукавов изнутри обшиты подоплёкой. Швы – ручные.
- http://keep4u.ru/img...75aa262aa22.jpg
- http://keep4u.ru/img...c252ae3a70f.jpg
Итог.
Выполнена реконструкция древнерусского платья. Используемая конструкция подтверждена археологически, прослеживается по изобразительным источникам второй половины XI-XIV вв. Более того в XV веке никуда не исчезает, а становится полностью распашной [14]. В XVII веке идея по-прежнему актуальна и применяется для «постройки» возничего не распашного терлика [15]. Очевидна стойкая традиция, по всей видимости, восходящая к ранней византийско-болгарской моде.
На мой взгляд, сообществу исторической реконструкции открылись небывалые перспективы. Удалось продвинуться вперёд. Теперь мы совершенно точно имеем чёткую основу для дальнейших исследований.
На сегодняшний момент можно заключить, что люди, воссоздающие материальную культуру Древней Руси периода развитого средневековья, весьма далеки от истинных реалий прошлого. Судя по многочисленным (с огромной степенью вероятности трактуемым) изображениям описанная выше конструкция имела широчайшее распространение на территории Древней Руси.
Источники реконструкции.
[1] Рабинович. М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.//Древняя одежда народов Восточной Европы. - М., 1986. С. 45.
[2] Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. С. 102:
[3] Михайлов К.А. Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология):
http://www.asgard.tg...=_caftan#4-back
[4] Иконка с изображением Глеба (Давида), найденная на Таманском полуострове. Камень-жировик. 1067-1068 гг. ГИМ:
- http://photofile.ru/...25/37265502.jpg
[5] Княжеская семья. Миниатюра Изборника Святослава, 1073 г.:
- http://photofile.ru/...25/37266926.jpg
[6] Изображение плясуньи на створке браслета, XII век. Киевский государственный исторический музей:
- http://photofile.ru/...ge/37910906.jpg
[7] Человек, седлающий барса. Фрагмент архитектурного декора Дмитриевского собора во Владимире, конец XII - начала XIII века. Прорисовка приводится по изданию - Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. Таблица 114, рис. 28:
- http://photofile.ru/...ge/37266924.jpg
[8] Сцена охоты кентавра. Фрагмент архитектурного декора в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском, конец XII - начала XIII века. Прорисовка приводится по изданию - Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. Таблица 114, рис. 45:
- http://photofile.ru/...ge/37266925.jpg
[9] Икона «Рождество богоматери», XIV век:
- http://photofile.ru/...ge/37911668.jpg
[10] Инициалы «К» и «Х» из новгородской псалтири, XIV век:
- http://photofile.ru/...ge/37266928.jpg
- http://photofile.ru/...ge/37266929.jpg
[11] Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. С. 102:
«Целое платье было обнаружено в 1957 г. в слоях Торопца, сожженного во второй половине XIII века в результате литовского нашествия. За 30 лет, истекших с момента раскопок, оно сильно деформировалось, так как реставрировано не было. Платье состоит из небольшого числа крупных фрагментов. Оно было сшито из шерстяных тканей разной фактуры. Верх платья – из ткани полотняного переплетения, ни – из ткани саржевого переплетения. На некоторых фрагментах видны складки. Хорошо сохранился суженый к запястью рукав с ластовицей. Он сделан из ткани саржевого переплетения; ластовица – из ткани полотняного переплетения.»
[12] Икона «Георгий в житии», начало XIV века. ГРМ:
- http://photofile.ru/...25/37915745.jpg
[13] Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М. 1987. С. 102.
[14] Икона «Битва новгородцев с суздальцами, середина XV века. Фрагмент:
- http://photofile.ru/...25/37266986.jpg
[15] Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков//Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов по материалам Государственной Оружейной палаты. – М. 1954. С. 314-316.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#2
Опубликовано 31 Октябрь 2006 - 18:38
на фотографиях линии швов различимы, видно, что рукав зауживающийся с ластовицей, плечевого шва нет, пройма прямая без выреза, и много чего еще... Кроме того, описание достаточно подробное.Сразу видно, как это выглядит на человеке, по чьему росту и размеру шилась одежда.А теперь объясните какова практическая польза от красивых картинок? От одной выройки польза намного больше.
Готовая выкройка несколько проблемнее в этом плане - все люди разного роста и разной полноты, да и не видно, насколько удачен получается результат использования выкройки.
Мне лично кажется, что средний шов подола - не очень удачная версия интерпретации изо. источника, логичнее предположить разрез.
Да, и еще - автор как-то различает свиту и платно, или считает это одним и тем же?
#3
Опубликовано 31 Октябрь 2006 - 19:29
А цвет ткани -- результат покраски натуральными красителями? Вы, кажется собирались как раз красить, если не ошибаюсь?
#4
Опубликовано 31 Октябрь 2006 - 20:40
Мне раньше в голову не могла придти мысль связать платье из Изяславля с мужской одеждой. Но поразмыслив сейчас, я прихожу к выводу, что вы правы.
Вспомнился мне Авраам-литейщик. Так у него от пояса к подолу шов идёт, а от пояса до шеи (под крестом) его нет. Вроде получается похоже.
На свите не обязательно должен быть распах.а где распах с пуговицами? он же,вроде, глубже должен быть?
Собственно, а почему должна быть единственная. Maxim Stanislavic, как я понимаю, и не притендовал на единственно правильную выкройку.Далее,не все считают такую выкройку ЕДИНСТВЕННО правильной,
#5
Опубликовано 01 Ноябрь 2006 - 00:32
P.S. Очень радует, что есть люди которые находят время, желание и многое другое для того что бы провести эксперемент в реальности пошив версию средневековой одежды. Спасибо очень интересно!
Икона как человек который хранит секрет но гденибудь обязательно проговорится.
#6
Опубликовано 01 Ноябрь 2006 - 02:44
Мне не известны письменные источники, подтверждающие существование термина «платно» до 17 века. В 17 веке термин означает парадное царское платье. По-другому – кафтан становой. Подробности здесь:Да, и еще - автор как-то различает свиту и платно, или считает это одним и тем же?
Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков//Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов по материалам Государственной Оружейной палаты. – М. 1954.
Разрез ещё нужно обосновать. Лично я считаю, что осевой разрез приобретает массовый характер примерно со второй половины 14 века. А то и позже.Мне лично кажется, что средний шов подола - не очень удачная версия интерпретации изо. источника, логичнее предположить разрез.
Auth
Складки, несомненно, присутствуют.Единственное, что меня смущает, это шов посередине юбки, мне кажется, он не оправдан, и на изобразительных источниках это либо складки, либо разрез. Разрез трудно предположить на женской фигуре, я склоняюсь в пользу версии со складками.
Изображения, о которых я по субъективным причинам умолчал:
Прорисовки буквиц лицевых рукописей. Новгород, XIV век:
- http://photofile.ru/...ge/38028174.jpg
- http://photofile.ru/...ge/38029393.jpg
Фигурный автопортрет мастера-литейщика Аврама. Сегтунские врата, Новгород, XIV век. Фото - Петров М.И. (Godi):
- http://photofile.ru/...ge/38029395.jpg
Кроме непосредственно такого варианта юбки вполне нормальным считаю предположить версии из нескольких кусков материи. Я выбрал наипростейший вариант. Почему сказано в введении.
Auth
Да, собирался и успешно окрасил. Но другое. Свита из фабричного материала соответствующей окраски.А цвет ткани -- результат покраски натуральными красителями? Вы, кажется собирались как раз красить, если не ошибаюсь?
В перспективе дополненный отчёт будет опубликован на сайте КИР «Русская Земля».
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#7
Опубликовано 01 Ноябрь 2006 - 06:12
Вы сами привели источником икону начала 14 в.Разрез ещё нужно обосновать. Лично я считаю, что осевой разрез приобретает массовый характер примерно со второй половины 14 века. А то и позже.
http://photofile.ru/...25/37915745.jpg
Интерпретировать это можно различно. Можно как разрез, можно - как складки. Как шов - тоже можно.
Но все же изображения на иконе весьма мелкие, логично - поискать более детальные и бОльшие по размерам изображения, которые можно интерпретировать однозначно.
Кстати, и "мастера Авраама" тоже можно интепретировать как одетого в одежду с разрезом.
Спасибо.Руся -свита,в принципе,это верхняя одежда вообще,в одной из интерпретаций.
#8
Опубликовано 02 Ноябрь 2006 - 11:17
- http://photofile.ru/...25/37266926.jpg"
А как делались застежки, подобно таким, которые изображены на сыне Святослава?
#9
Опубликовано 02 Ноябрь 2006 - 14:48
немного пугает то что огно женское
Извините, это у меня сработал стереотип, что раз платье, так значит женское.
У Сабуровой написано просто платье. Она приводила анологии с иконой Рождества Богоматери 14в. Вот меня и заклинило на девушках.
Мне кажется, что если говорить о разрезе, то он должен быть виден, т.е. полы должны расходиться.Интерпретировать это можно различно. Можно как разрез, можно - как складки. Как шов - тоже можно.
На некоторых буквицах 14в. полы расходятся.
На Иване Калите тоже расходятся (Митрополит Пётр с житием 15в.).
#10
Опубликовано 02 Ноябрь 2006 - 20:36
Не обязательная декоративная деталь (пуговка застёгивается на отдельную петельку). В позднем средневековье их называли «снурками» (шнурами). По сообщениям Нахлика А., шерстяные репсовые (кручёные, плетёные) шнуры найдены в средневековых слоях Новгорода. Шнурами отделывали одежду. На шёлковые шнуры застёгиваются погребальные царские рубахи 16-17 вв., ферязь царя Ивана Васильевича. Как продвинутый вариант, можно назвать шёлковую/злототканную тесьму."[5] Княжеская семья. Миниатюра Изборника Святослава, 1073 г.:
- http://photofile.ru/...25/37266926.jpg"
А как делались застежки, подобно таким, которые изображены на сыне Святослава?
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#11
Опубликовано 03 Ноябрь 2006 - 07:46
#12
Опубликовано 06 Ноябрь 2006 - 14:12
Вот возник вопрос: а какими соображениями Вы пользовались прибегая к подобному раскрою?Отрезная юбка состоит из одного куска материи, концы которого соединяются спереди, образуя вертикальную линию от пояса.
#13
Опубликовано 06 Ноябрь 2006 - 14:50
Простите, не понял суть вопроса.Вот возник вопрос: а какими соображениями Вы пользовались прибегая к подобному раскрою?
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#15
Опубликовано 06 Ноябрь 2006 - 21:19
По прорисовке платья невозможно определить все нюансы кроя. Неизвестно какая из сторон платья показана на прорисовке. Моя реконструкция не является копией платья из Изяславля.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#16
Опубликовано 07 Ноябрь 2006 - 01:39
#17
Опубликовано 17 Ноябрь 2006 - 12:33
Замечательное дополнение к Вашей "Свите из Витебска": когда ваял ее, многое было непонятно. Теперь есть поле для размышлений и комбинирования.
Кстати, рисунок и фотографии по витебской свите, "удалены или перемещены" со страницы, куда спосылает вышеприведенная ссылочка "свита из витебска".
Не выложите ли куда-нито заново?
"Княжеская Дружина". Дружинный дядька.
#18
Опубликовано 17 Ноябрь 2006 - 16:53
Я бы сказал первосходная альтернатива, а то и замена.Замечательное дополнение к Вашей "Свите из Витебска": когда ваял ее, многое было непонятно.
На Фотофайле проводились технические работы. Ссылка уже работает.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#19
Опубликовано 11 Декабрь 2006 - 16:48
С уважением, Даниил
#20
Опубликовано 12 Декабрь 2006 - 10:53
но теоретически-могли.
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых